Изучением интонации в разное время и в разных аспектах занимались лингвисты (фонетисты, фонологи, синтаксисты), методисты и (в частности, стиховеды), описавшие ряд частных и общих особенностей интонации и взаимосвязи её компонентов, указавшие пути к изучению и анализу многих вопросов интонологии. за последние годы существенно увеличилось число специальных исследований, посвященных изучению интонации, получены перспективные результаты. тем не менее работы отечественных и зарубежных учёных показывают, что проблема интонации остаётся актуальной и представляет несомненный лингвистический и как в практическом, так и в теоретическом отношении. в современной науке существуют различные варианты определения термина «интонация». термин «интонация» восходит к латинскому intonare «громко произносить». однако этимологическое значение слова не покрывает современного терминологического содержания. интонация составляет суперсегментный уровень, вторую линию речевого звучания. этот второй уровень речевого звучания, который образуется с одной стороны, системой ударений (просодией), а с другой стороны - мелодикой, темпом, паузацией и тембром, имеет сложное строение и многообразные функции (н.в. черемисина - ениколопова, c.l 1). интонация представляет собой различные соотношения количественных изменений тона, интенсивности, длительности и некоторых свойств тембра: степени отчётливости тембра при усилении или ослаблении словесного ударения, тембровой окраски, зависящей от эмоционального состояния говорящего. при этом в речи, где преобладает смысловое содержание, наибольшими различительными возможностями обладает тон, а в эмоциональной речи многообразно проявляются все компоненты интонации (е. брызгунова, с.869). интонация - это звуковое средство языка, с которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и субъективное отношение к высказываемому (е. брызгунова, с.96). интонация - смысловая мелодия, заключённая в самом строе речи. особую роль играет интонация в стихе, чему раскрывается фонетико-мелодическое и смысловое богатство поэтического текста (а.п.квятковский, с.143). остановимся на трактовке следующего определения. интонация - это общее движение нашего голоса в процессе говорения. мы воспринимаем интонацию не только в звучащей речи, она так или иначе фиксируется письменно, и мы при чтении про себя воспринимаем её «внутренним слухом». в стихе нам отчётливо даны именно те членения, общий темп и система акцентов, которые хотел придать своей речи автор. перед нами уже не речь, а стих (и. трифонов, с.2). первая попытка наметить в стихе конструктивные интонационные различия принадлежит в.м.жирмунскому («композиция лирических стихотворений» более детально исследовал этот вопрос в 1922г. б.м. эйхенбаум («мелодика лирического стиха»). он предложил различать три интонационных типа лирического стиха: напевный стих, декламативный (риторический) и говорной. он считал, что интонацию формирует лексика и синтаксис. в.е.холшевников сводит стиховые интонации к двум типам - напевному, включающему два вида (песенный и романсный); и говорному, разделённому также на два вида (ораторский и разговорный). теория речевой интонации исследуется в работах н.в.черемисиной -ениколоповой (1999), е.а. брызгуновой (1982), н.д.светозаровой (2000). современные лингвисты предлагают классификации интонационных единиц на основе их закреплённости за определёнными синтаксическими образованиями. »
Поздним вечером приехал один казак в село, остановился у крайней избы и стал проситься: — эй, хозяин, пусти переночевать! — ступай, коли смерти не боишься. «что за речь такая! » — думает казак, поставил коня в сарай, дал ему корму и идет в избу. смотрит: и мужики, и бабы, и малые — все навзрыв плачут да богу молятся; и стали надевать чистые рубашки. — чего вы плачете? — спрашивает казак. — да вишь, — отвечает хозяин, — в нашем селе по ночам смерть ходит, в какую избу ни заглянет — так наутро клади всех жильцов в гроба да вези на погост. нынешнюю ночь за нами очередь. — э, хозяин, не бойся; бог не выдаст, свинья не съест. хозяева полегли спать, а казак себе на уме — и глаз не смыкает. в самую полночь отворилось окно; у окна показалась ведьма — вся в белом, взяла кропило, просунула руку в избу и только хотела кропить — как вдруг казак размахнул своей саблею и отсек ей руку по самое плечо. ведьма заохала, завизжала, по-собачьи забрехала и убежала прочь. а казак поднял отрубленную руку, спрятал в свою шинель, кровь замыл и лег спать. поутру проснулись хозяева, смотрят — все до единого живы-здоровы, и несказанно обрадовались. — хотите, — говорит казак, — я вам смерть покажу? соберите скорей всех сотников и десятников да пойдемте ее по селу искать. тотчас собрались все сотники и десятники и пошли по домам; там нету, здесь нету, наконец добрались до пономарской избы. — вся ли семья твоя здесь налицо? — спрашивает казак. — нет, родимый! одна дочка больна, на печи лежит. казак глянул на печь, а у девки рука отсечена; тут он объявил все, как было, вынул и показал отрубленную руку. мир наградил казака деньгами, а эту ведьму присудил утопить.