Великий Тенгри создал для людей законы и установил государственность. Породил Тенгри земных тенгрии, божества стихии(ветра, снега, дождя, грозы).Эти божества в делах его. Люди посвящают Тенгри самые высокие деревья , стремящиеся кроной достичь неба, и лучших быстрногих скакунов. Супруга Тенгри богиня земли благодетельная Умай покровительствует детям и роженницам, военным походам и всему живому на Земле, всё растёт и плодоносит по воле Умай. В руках она всегда держала золотую чашу, где в освящённом молоке помещались души детей. По её воле поднимаются весенние густые травы и плодится скот. Изображается богиня в виде летящей птицы, преимущественно лебедя. Тюрки переносили её изображение на украшения, орнамент, картины, чтобы она приносила благополучие.
Жестокое было время, бесчеловечное, жестокие судьбы, суровые нравы. Многие беспричинно арестовывались, "дела невиновных высасывались из пальца", многие были сосланы или расстреляны. На сюжет последней поэмы, безусловно, накладывалась и вся тяжесть судьбы родителей и братьев поэта, беззаконно брошенных на гиблое спецпоселение за Урал, и связанная с этим собственная рана на душе. Учащиеся вспоминают "Облаву" В. Быкова, "Поездку в " Ф. Абрамова, сцену раскулачивания семьи Гаевых из "Поднятой целины" М.А. Шолохова. В подтверждение сказанного демонстрируется фрагмент из фильма "Поднятая целина".
Цитата:
«В этот час величайшей печали
Я тех слов не найду,
Чтоб они до конца выражали
Всенародную нашу беду…» .
Сталин – неоднозначный персонаж. Это человек, который пролил множество крови, устраивал репрессии, ссылал людей в Сибирь. «Кулаки» лишились своего дома, семьи «кулаков» – права считаться людьми. Сталин исковеркал судьбы множества лиц. Однако нельзя перечеркнуть и его заслуги как политического деятеля. В любом случае, цензура, запреты, жесткость управленческого аппарата – это клетка для творческого человека, каким был Твардовский. Перед финалом жизни автор размышляет об этом, признавая, что надеется на восстановление справедливости и огласку страшных событий. Ведь до этого эти вещи замалчивались:
Великий Тенгри создал для людей законы и установил государственность. Породил Тенгри земных тенгрии, божества стихии(ветра, снега, дождя, грозы).Эти божества в делах его. Люди посвящают Тенгри самые высокие деревья , стремящиеся кроной достичь неба, и лучших быстрногих скакунов. Супруга Тенгри богиня земли благодетельная Умай покровительствует детям и роженницам, военным походам и всему живому на Земле, всё растёт и плодоносит по воле Умай. В руках она всегда держала золотую чашу, где в освящённом молоке помещались души детей. По её воле поднимаются весенние густые травы и плодится скот. Изображается богиня в виде летящей птицы, преимущественно лебедя. Тюрки переносили её изображение на украшения, орнамент, картины, чтобы она приносила благополучие.
Основные темы произведения:
– тема раскаяния и личной вины человека;
– тема памяти и забвения;
– тема исторического возмездия;
– тема «сыновней ответственности».
Жестокое было время, бесчеловечное, жестокие судьбы, суровые нравы. Многие беспричинно арестовывались, "дела невиновных высасывались из пальца", многие были сосланы или расстреляны. На сюжет последней поэмы, безусловно, накладывалась и вся тяжесть судьбы родителей и братьев поэта, беззаконно брошенных на гиблое спецпоселение за Урал, и связанная с этим собственная рана на душе. Учащиеся вспоминают "Облаву" В. Быкова, "Поездку в " Ф. Абрамова, сцену раскулачивания семьи Гаевых из "Поднятой целины" М.А. Шолохова. В подтверждение сказанного демонстрируется фрагмент из фильма "Поднятая целина".
Цитата:
«В этот час величайшей печали
Я тех слов не найду,
Чтоб они до конца выражали
Всенародную нашу беду…» .
Сталин – неоднозначный персонаж. Это человек, который пролил множество крови, устраивал репрессии, ссылал людей в Сибирь. «Кулаки» лишились своего дома, семьи «кулаков» – права считаться людьми. Сталин исковеркал судьбы множества лиц. Однако нельзя перечеркнуть и его заслуги как политического деятеля. В любом случае, цензура, запреты, жесткость управленческого аппарата – это клетка для творческого человека, каким был Твардовский. Перед финалом жизни автор размышляет об этом, признавая, что надеется на восстановление справедливости и огласку страшных событий. Ведь до этого эти вещи замалчивались:
Пусть очевидцы поколенья
Сойдут по-тихому на дно,
Благополучного забвенья
Природе нашей не дано.
Спроста иные затвердили,
Что будто нам про черный день
Не ко двору все эти были,
На нас кидающие тень…
Объяснение: