Бирюк – личность цельная, но трагичная. Его трагедия заключается в том, что у него есть собственные взгляды на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться. В произведении показано, что большинство крестьян середины XIХ века относились к воровству, как к чему-то обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», – говорил мужик, будто у него было полное право красть из леса хворост. Конечно, главную роль в становлении такого мировоззрения сыграли некоторые социальные проблемы: необеспеченность крестьян, необразованность и безнравственность. Бирюк не похож на них. Он сам живет в глубокой бедности: «изба Бирюка состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок»,- но не ворует (если бы он воровал лес, он мог бы себе позволить белую избу) и пытается отучить от этого других: «а ты все равно воровать не ходи». Он четко осознает, что, если каждый будет воровать, станет только хуже. Уверенный в своей правоте, он твердо шагает к собственной цели.
Отношение автора к Остапу было положительное. Он был крепче духом своего меньшего брата Андрия. В школе ( когда они вместе хулиганили) он всегда брал только на себя ответственность за их поступки . А Андрий был безнаказанным. Хотя мать любила Остапа меньше , он её не предал . Не предал он и отца своего Тараса. А Андрий продался. Продал свою Родину , свою мать , отца , все казачество. Остап был несломим . Даже когда его поймали поляки (а все из-за Андрия) и пытали он все терпел , но в конце концов он закричал ЧУЕШЬ ЛИ ТЫ МЕНЯ БАТЬКУ. А Тарас в ответ ЧУЮ СЫНКУ.