Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» — военная повесть, однако описание деталей воинского снаряжения, тактических особенностей битвы и последствий неудачи составляет лишь внешнюю сюжетную канву произведения, но далеко не исчерпывает его содержания. Повествование объединяет и жанры устной народной поэзии — «плач» и «славу» . «Слово» начинается с упоминания о Бояне, который «жил <...> в громе дедовских побед» и слагал хвалебные песни в честь князей:
Вещие персты он подымал, И на струны возлагал живые, — Вздрагивали струны, трепетали, Сами князям славу грохотали. Автор же прославляет подвиги русских воинов, которые «добывают острыми мечами князю — славы, почестей — себе!» , величие единой, сильной Руси:
Венецейцы, греки и морава
Что ни день о русичах поют,
Величают Святослава,
Игоря отважного клянут. «Славой» молодым князьям, пытающимся, пусть и безуспешно, не щадя жизни отстоять родные рубежи, и завершается произведение:
Слава всем, кто не жалея сил За христиан полки поганых бил! Здрав будь князь, и вся дружина слава! Слава князям, и дружине слава! Другой фольклорный жанр, противоположный по настроению «славам» , — «плач» . Его использование создает необычайно богатую эмоциональную палитру произведения. Примером этого жанра служит знаменитый плач Ярославны, скорбящей о пропавшем муже, обращающейся к одушевленным Ветру, Днепру и Солнцу с мольбой о Игорю и с горьким упреком в безучастности к его судьбе.
Отдельным жанром древнерусской литературы, который и объявлен в заглавии, является «слово» . Название соответствует современному «речь» — это жанр ораторского искусства (предположительно, текст «Слова о полку Игореве» создавался для устного рассказа или пения) . Но, как уже говорилось, это произведение — уникальный синтез разных жанров, а «слово» включено в него «в чистом виде» отдельным фрагментом.
«Золотое слово» Святослава, воплощающее авторскую идею о единении Руси, о восстановлении ее могущества путем забвения княжеских распрей перед лицом внешнего врага, также «со слезами смешано» , горем пронизано: «О сыны, не ждал я зла такого! Загубили юность вы свою...» .
Такое смешение контрастных по эмоциональному восприятию жанров придает дополнительную напряженность сюжету, усиливает накал сопереживания героям. Жизненные коллизии предстают многоплановыми, вызывают противоречивые мысли и чувства, притягивают внутренним драматизмом и постоянно держат читателя в напряжении.
Пронзительную лирическую струю в систему образов и настроений «Слова» вносит в произведение образ автора — живого, заинтересованного свидетеля драматических событий русской истории. Авторское присутствие, оценка изображаемых событий сопутствуют всему повествованию. Он сочувствует героям, осуждает их, предостерегает об опасностях, сравнивает с настоящим. Приемы ораторского искусства: обращения, восклицания, — характеризуют автора как человека большой литературной культуры. Избрав жанр, он не только использовал все известные изобразительные средства ораторской прозы, но и выступил как новатор. Гениальный художник дополнил их средствами из устной народной поэзии.
Одним из героев произведения является природа. Языческое обожествление природных явлений воплотилось в обращении героев к Донцу, Солнцу, Ветру как к существам изменить судьбу людей. И природа сочувствует героям, предупреждает их об опасности им. Это усиливает трагичность произведения. Некоторые образы природы проходят через все «Слово» . Перед походом Игоря Солнце предупреждает его об опасности, грядущей неудаче:
Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Среди бела дня ночная тень
Ополченъя русские покрыла. В начале похода Солнце снова препятствует обреченному на погибель Игоревому войску: «Солнце тьмою путь ему закрыло» . Перед решающей битвой «кровяные зори возвещают бедствие с утра, тучи надвигаются от моря на четыре княжеских шатра».
Борис Годунов руководил внешней политикой России ещё до своего собственного вступления на престол. Она целиком направлялась им и в царствование слабоумного Федора Иоанновича (1584-1598). Во внешней политике России на первом плане тогда стояли отношения польские, далеко не уладившиеся по завершении (1582-1583) Ливонской войны . Много затруднений встретил вопрос о размене после войны пленных. Царь Федор освободил 900 человек, а польский король Стефан Баторий – только 20 незначительных людей, за остальных же требовал выкуп. После кончины Грозного король делал вид, что теперь не считает мирный договор с Россией обязательным для себя, и показывал намерение возобновить войну. Руководивший русской внешней политиков Годунов решил показать, что войны не боится. Польскому послу Сапеге говорили, что «Москва теперь не старая, и на Москве молодых таких много, что хотят биться и мирное постановление разорвать; да что прибыли, что с обеих сторон кровь христианская разливаться начнет?» Баторий вновь и упорно начал требовать уступки Смоленска, Северской земли, даже Новгорода и Пскова. Но сейм не одобрял военных замыслов короля и упорно отказывал ему в средствах на новую войну. Баторий согласился наконец на двухлетнее перемирие. Отказавшись пока от мысли силой присоединить к Польше Московское государство, он попытался соединить их мирно.
Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» — военная повесть, однако описание деталей воинского снаряжения, тактических особенностей битвы и последствий неудачи составляет лишь внешнюю сюжетную канву произведения, но далеко не исчерпывает его содержания. Повествование объединяет и жанры устной народной поэзии — «плач» и «славу» . «Слово» начинается с упоминания о Бояне, который «жил <...> в громе дедовских побед» и слагал хвалебные песни в честь князей:
Вещие персты он подымал, И на струны возлагал живые, — Вздрагивали струны, трепетали, Сами князям славу грохотали. Автор же прославляет подвиги русских воинов, которые «добывают острыми мечами князю — славы, почестей — себе!» , величие единой, сильной Руси:
Венецейцы, греки и морава
Что ни день о русичах поют,
Величают Святослава,
Игоря отважного клянут. «Славой» молодым князьям, пытающимся, пусть и безуспешно, не щадя жизни отстоять родные рубежи, и завершается произведение:
Слава всем, кто не жалея сил За христиан полки поганых бил! Здрав будь князь, и вся дружина слава! Слава князям, и дружине слава! Другой фольклорный жанр, противоположный по настроению «славам» , — «плач» . Его использование создает необычайно богатую эмоциональную палитру произведения. Примером этого жанра служит знаменитый плач Ярославны, скорбящей о пропавшем муже, обращающейся к одушевленным Ветру, Днепру и Солнцу с мольбой о Игорю и с горьким упреком в безучастности к его судьбе.
Отдельным жанром древнерусской литературы, который и объявлен в заглавии, является «слово» . Название соответствует современному «речь» — это жанр ораторского искусства (предположительно, текст «Слова о полку Игореве» создавался для устного рассказа или пения) . Но, как уже говорилось, это произведение — уникальный синтез разных жанров, а «слово» включено в него «в чистом виде» отдельным фрагментом.
«Золотое слово» Святослава, воплощающее авторскую идею о единении Руси, о восстановлении ее могущества путем забвения княжеских распрей перед лицом внешнего врага, также «со слезами смешано» , горем пронизано: «О сыны, не ждал я зла такого! Загубили юность вы свою...» .
Такое смешение контрастных по эмоциональному восприятию жанров придает дополнительную напряженность сюжету, усиливает накал сопереживания героям. Жизненные коллизии предстают многоплановыми, вызывают противоречивые мысли и чувства, притягивают внутренним драматизмом и постоянно держат читателя в напряжении.
Пронзительную лирическую струю в систему образов и настроений «Слова» вносит в произведение образ автора — живого, заинтересованного свидетеля драматических событий русской истории. Авторское присутствие, оценка изображаемых событий сопутствуют всему повествованию. Он сочувствует героям, осуждает их, предостерегает об опасностях, сравнивает с настоящим. Приемы ораторского искусства: обращения, восклицания, — характеризуют автора как человека большой литературной культуры. Избрав жанр, он не только использовал все известные изобразительные средства ораторской прозы, но и выступил как новатор. Гениальный художник дополнил их средствами из устной народной поэзии.
Одним из героев произведения является природа. Языческое обожествление природных явлений воплотилось в обращении героев к Донцу, Солнцу, Ветру как к существам изменить судьбу людей. И природа сочувствует героям, предупреждает их об опасности им. Это усиливает трагичность произведения. Некоторые образы природы проходят через все «Слово» . Перед походом Игоря Солнце предупреждает его об опасности, грядущей неудаче:
Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Среди бела дня ночная тень
Ополченъя русские покрыла. В начале похода Солнце снова препятствует обреченному на погибель Игоревому войску: «Солнце тьмою путь ему закрыло» . Перед решающей битвой «кровяные зори возвещают бедствие с утра, тучи надвигаются от моря на четыре княжеских шатра».
Объяснение:
России ещё до своего собственного
вступления на престол. Она целиком
направлялась им и в царствование
слабоумного Федора Иоанновича (1584-1598).
Во внешней политике России на первом плане
тогда стояли отношения польские, далеко не
уладившиеся по завершении (1582-1583)
Ливонской войны . Много затруднений
встретил вопрос о размене после войны
пленных. Царь Федор освободил 900 человек,
а польский король Стефан Баторий – только
20 незначительных людей, за остальных же
требовал выкуп.
После кончины Грозного король делал вид,
что теперь не считает мирный договор с
Россией обязательным для себя, и показывал
намерение возобновить войну. Руководивший
русской внешней политиков Годунов решил
показать, что войны не боится. Польскому
послу Сапеге говорили, что «Москва теперь не
старая, и на Москве молодых таких много, что
хотят биться и мирное постановление
разорвать; да что прибыли, что с обеих сторон
кровь христианская разливаться начнет?»
Баторий вновь и упорно начал требовать
уступки Смоленска, Северской земли, даже
Новгорода и Пскова. Но сейм не одобрял
военных замыслов короля и упорно отказывал
ему в средствах на новую войну. Баторий
согласился наконец на двухлетнее перемирие.
Отказавшись пока от мысли силой
присоединить к Польше Московское
государство, он попытался соединить их
мирно.