Анализ сказки андерсена г. х. снежная королева любимая взрослыми и детьми всего мира – на самом деле, гораздо больше, чем просто сказка. как и другие сказки андерсена, "снежная королева" - многослойное, многоуровневое произведение. она вмещает в себе и народную сказку, и предание, и поверье. автор сказки "снежная королева" соединил в ней жанры притчи и басни, романа и драмы, лирики, повести и бытового рассказа. такой многослойности содержания, сказка "снежная королева" г. х. андерсена подарит много счастливых минут читателю любого возраста и каждый найдет в ней то, что его утешит, обрадует, научит. герои сказки "снежная королева" кай и герда – друзья, любящие друг друга как брат и сестра. однажды кай посылает вызов самой снежной королеве. в результате в глаз и сердце мальчика осколки "дьявольского зеркала" троллей и кай меняется. он становится злым, проказничает, придирается к словам, обижает соседей, герду и даже бабушку. одна из проказ кая окончилась тем, что он привязал свои санки к саням снежной королевы. она поцеловала мальчика ледяным поцелуем и увезла в свой дворец, заставив забыть обо всем, что связывало мальчика с миром людей, с самой жизнью. снежная королева, владычица над зимой и смертью, ледяная дева, фея льдов, снежная ведьма — классический персонаж скандинавского фольклора. царство снежной королевы – холодное безжизненное пространство, вечные льды и снега – исследователи называют воплощением самой смерти, загробного мира, как видел его андерсен. кая, попавшего в царство снежной королевы, родные считают погибшим. снежная королева восседает на троне, стоящем на озере, называемом "зеркалом разума". она воплощает холодный абсолютный разум и холодную абсолютную красоту, лишенные любых проявлений чувства. во дворце снежной королевы кай, сердце которого превратилось в кусок льда, складывает слова из льдинок, мечтая сложить слово "вечность" - тогда снежная королева подарит ему "весь свет и пару новых коньков". желая постичь вечность, герой не понимает, что мир нельзя постичь без чувств, одним холодным, пусть и абсолютным, разумом. образу снежной королевы андерсен противопоставляет образ герды - воплощение тепла, любви, верности и материнских чувств. герда прежде всего видит вокруг себя добро и благородство. во имя своей любви маленькая храбрая девочка отправляется в неизвестность на поиски друга. именно с образом герды связаны христианские мотивы в сказке (ангелы, молитвы, псалмы). странствует герда не один год, и находит кая она уже совсем взрослой (мотив взросления через преодоление жизненных препятствий). на пути девочка переживает множество приключений, встречаясь с различными волшебными героями. вначале герда попадает в сад колдуньи. колдунья – своеобразный аналог бабы яги-дарительницы в сказках. казалось бы, она герде, но, в то же время, околдовывает ее. под воздействием колдовства она забывает кая. и только увидев розы, герда все вспоминает и спешит из волшебного сада без теплой одежды в зимнюю стужу. розы в сказке – символ любви герды к каю, символ возрождения, рождества ("розы цветут… красота, красота! //скоро узрим мы младенца христа"). розы – своеобразные -хранители героини. далее герда встречает доброго ворона (волшебный ), который ей попасть во дворец, где, возможно, теперь живет ее названый брат. но во дворце герду ждет разочарование – женихом принцессы оказывается не ее кай.
Действие происходит во времена киевской руси. [править] действие 1 светозар, великий князь киевский, устраивает пир в честь своей дочери людмилы. женихи на руку людмилы — витязи руслан, ратмир и фарлаф, которые окружают прекрасную княжну. людмила подает руку руслану. князь одобряет выбор дочери, и пир переходит в свадебное торжество. баян предрекает в своих песнях беду, грозящую руслану и людмиле. народ желает счастья молодым. вдруг страшный гром потрясает хоромы. когда все приходят в себя, оказывается, что людмила исчезла. светозар в отчаянии обещает руку людмилы тому, кто возвратит исчезнувшую княжну. [править] действие 2 н. н. ге. руслан и людмила. картина 1. и вот руслан, фарлаф и ратмир отправились искать людмилу. руслан находит хижину волшебника финна. здесь молодой витязь узнает, что его невеста находится во власти злого карлика черномора. финн рассказывает о своей любви к надменной красавице наине и о том, как он попытался чарами завоевать её любовь к себе. но он в страхе бежал от своей возлюбленной, которая к тому времени состарилась и стала ведьмой. любовь наины обратилась в великую злобу, и теперь она будет мстить всем влюбленным. картина 2. фарлаф также старается напасть на след людмилы. его союзница, волшебница наина, советует ему лишь идти вслед за русланом, который наверняка найдет людмилу, и, тогда, фарлафу останется только убить его и завладеть беззащитной девушкой. картина 3. тем временем руслан уже далеко. конь приносит его на заколдованное поле, усеянное мертвыми костями. огромная голова — жертва черномора — насмехается над русланом, и тот наносит ей удар. появляется волшебный меч, голова умирает, но успевает поведать тайну: только этим мечом можно отсечь бороду черномора и лишить его колдовской силы. [править] действие 3 волшебница наина обещала фарлафу избавить его от соперников. её чаровницы заманили к себе ратмира и не отпускают его, лишая воли, обольщая его песнями, танцами и своей красотой. потом его должна убить наина. такая же участь ждет и руслана. помешать чарам наины пытается её пленница горислава, покинувшая свой гарем в поисках ратмира. но появляется финн и освобождает героев. они все вместе отправляются на север. [править] действие 4 титульный лист издания поэмы «руслан и людмила» . во дворце злого черномора музыкой и танцами развлекают людмилу. но все напрасно! людмила думает только о своем возлюбленном руслане. но вот наконец руслан попадает во дворец черномора. черномор погружает людмилу в глубокий сон, а затем принимает вызов руслана на смертный бой. волшебным мечом руслан отрезает карлику бороду, в которой содержалось его могущество. руслан побеждает черномора и спешит к людмиле. руслан видит, что его невеста спит мёртвым сном, невольная ревность охватывает витязя. но ратмир и горислава успокаивают его. руслан забирает её и, сопровождаемый друзьями и бывшими рабами черномора, покидает дворец, устремив свой путь на киев в надежде там разбудить юную княжну. [править] действие 5 1-я картина: ночь. по пути в киев руслан, ратмир, горислава и их освобожденные рабы черномора остановились на ночлег. их сон стережет ратмир. мысли его обращены к гориславе, он охвачен воскреснувшей любовью к ней. вбегают рабы черномора и сообщают ратмиру, что фарлаф, подстрекаемый наиной, похитил спящую людмилу, а руслан исчез во тьме ночной. появившийся финн приказывает ратмиру пуститься вслед за русланом в киев и вручает ему волшебный перстень, который разбудит людмилу ото сна. 2-я картина: в гриднице светозара в киеве оплакивают прекрасную людмилу, которую никто не может разбудить. её принес похитивший её фарлаф, но разбудить её он не в силах. слышен шум приближающихся всадников — это руслан с друзьями. в ужасе трусливый фарлаф. руслан подходит к людмиле и надевает ей на палец волшебный перстень финна. людмила пробуждается.