Манилов – сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ. гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья. дом м. открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской. зато беседка в саду м. высокопарно поименована «храмом уединенного размышления». кабинет м. покрыт «голубенькой краской вроде серенькой», что указывает на безжизненность героя, от которого не дождешься ни одного живого слова. зацепившись за любую тему, мысли м. уплывают вдаль, в отвлеченные размышления. думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. все в жизни м.: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами. стоило только чичикову облечь свою странную просьбу о продаже мертвых душ в красивые слова, и м. тут же успокоился и согласился. хотя раньше это предложение казалось ему диким. мир м. – это мир ложной идиллии, путь к смерти. недаром даже путь чичикова в затерявшуюся маниловку изображен как путь в никуда. в м. нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. он – пустое место, ничто. поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. и поэтому м., наряду с коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы
Художественный талант чехова формировался в 80-е годы xix века, в эпоху переоценки ценностей. нельзя не обратить внимание на особый авторский почерк: его авторский голос скрыт, он изображает общую картину жизни по мельчайшим её деталям. особенности рассказов чехова: шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. основной лейтмотив творчества – призыв к духовной свободе и раскрепощению человека. чехова тревожит будущее страны, его волнуют политические вопросы, он проявляет интерес к общественным проблемам. в повести “палата №6” дана законченная и бескомпромиссная характеристика современной чехову социально-политической действительности. “всюду палата №6”. это – россия… палата – это русь”. тема любви позволяет поставить этические вопросы, изучить человеческий характер во всех проявлениях (“верочка”, “огни”, “огни”). тема футлярной жизни – одна из главных тем творчества чехова. писатель считает, что футляр – это собственническая сытость, самодовольство; человека не может удовлетворять только лично счастье, он должен стремиться к иной деятельности . рассказы “человек в футляре”, “крыжовник”, “о любви” - опровержение основ существующего общественного строя россии. тема “дворянских гнёзд” поднята и в повести “дом с мезонином”. здесь чеховым резко подчёркнуты черты изжитости, дряхлости, обречённости. главная мысль повести – любовь покидает мир, в котором люди одержимы претензиями на право владения истиной и забывают мудрость: “никто не знает настоящей правды”. в произведения чехова, созданных в мелихово, такие как “ионыч”, “попрыгунья”, “дуэль”, увидим чехова-философа, увидим, что его отрицательные персонажи не всегда однозначно плохи, положительные не во всём и всегда правы. а главное, герои не статичны, их характеры меняются. под слоем бытовых, вроде бы не слишком интересных подробностей, скрыт глубокий философский подтекст. 4 года назад