Драма «Гроза», по словам Добролюбова, «есть самое решительное произведение Островского», в котором он показал самодурство и деспотизм купцов, «темного царства».
В драме происходит столкновение главной героини «русского сильного характера» с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни. Катерина — главная героиня драмы. Это натура поэтическая, мечтательная, нежная.
Детство Катерины в доме ее родителей очень быстро, и вспоминает она о нем, как о лучшем времени своей жизни. У матери ей жилось легко и радостно. Катерина любила ухаживать за цветами, гулять одна но саду, ходить в церковь, чтобы послушать церковное пение и музыку, вышивала по бархату золотом. Тогда девушкам не давали никакого образования, и книги ей заменяли рассказы странниц. Еще в детстве Катерина была впечатлительной. Под влиянием рассказов богомолок и странниц сформировался ее вольнолюбивый и романтический характер.
Главная черта в характере Катерины — «образ птицы». В народной поэзии птица— символ воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества. «… Отчего же люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица».
Катерина хочет любить и мужа, и свекровь, но она не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается взять ее с собой, Кабаниха преследует своими наставлениями. Но Катерина терпит до поры до времени. «А уж коли очень мне здесь опостынет, — говорит она, — так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в омут кинусь…» Кабаниха— эта ярая защитница старых порядков, понимая, что старому царству самодуров приходит конец, ненавидит все новое, точит всех, добиваясь своих порядков. В доме Кабанихи царят ложь и притворство.
Катерина — самостоятельная, решительная натура. Как тяжело ей, когда она выслушивает наказы Тихона, которые он ей дает под диктовку матери. Именно здесь она начинает понимать весь ужас своего положения.
Почитай стих,поймешь смерть поэта отмщенья, государь, отмщенья! паду к ногам твоим: будь справедлив и накажи убийцу, чтоб казнь его в позднейшие века твой правый суд потомству возвестила, чтоб видели злодеи в ней пример. погиб поэт! — невольник чести — пал, оклеветанный молвой, с свинцом в груди и жаждой мести, поникнув гордой головой! . не вынесла душа поэта позора мелочных обид, восстал он против мнений света один, как прежде.. и убит! убит! . к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья? судьбы свершился приговор! не вы ль сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся ? что ж? веселитесь.. — он мучений последних вынести не мог: угас, как светоч, дивный гений, увял торжественный венок. его убийца хладнокровно навел удар.. спасенья нет: пустое сердце бьется ровно. в руке не дрогнул пистолет, и что за диво? . издалека, подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока; смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы; не мог щадить он нашей славы; не мог понять в сей миг кровавый, на что́ он руку поднимал! . и он убит — и взят могилой, как тот певец, неведомый, но милый, добыча ревности глухой, воспетый им с такою чудной силой, сраженный, как и он, безжалостной рукой. зачем от мирных нег и дружбы простодушной вступил он в этот свет, завистливый и душный для сердца вольного и пламенных страстей? зачем он руку дал клеветникам ничтожным, зачем поверил он словам и ласкам ложным, он, с юных лет постигнувший людей? . и прежний сняв венок, — они венец терновый, увитый лаврами, надели на него: но иглы тайные сурово язвили славное чело; отравлены его последние мгновенья коварным шепотом насмешливых невежд, и умер он — с напрасной жаждой мщенья, с досадой тайною обманутых надежд. замолкли звуки чудных песен, не раздаваться им опять: приют певца угрюм и тесен, и на устах его печать. а вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов, пятою рабскою поправшие обломки игрою счастия обиженных родов! вы, жадною толпой стоящие у трона, свободы, гения и славы палачи! таитесь вы под сению закона, пред вами суд и правда — всё молчи! . но есть и божий суд, наперсники разврата! есть грозный суд: он ждет; он не доступен звону злата, и мысли и дела он знает наперед. тогда напрасно вы прибегнете к злословью: оно вам не вновь, и вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь!
Драма «Гроза», по словам Добролюбова, «есть самое решительное произведение Островского», в котором он показал самодурство и деспотизм купцов, «темного царства».
В драме происходит столкновение главной героини «русского сильного характера» с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни. Катерина — главная героиня драмы. Это натура поэтическая, мечтательная, нежная.
Детство Катерины в доме ее родителей очень быстро, и вспоминает она о нем, как о лучшем времени своей жизни. У матери ей жилось легко и радостно. Катерина любила ухаживать за цветами, гулять одна но саду, ходить в церковь, чтобы послушать церковное пение и музыку, вышивала по бархату золотом. Тогда девушкам не давали никакого образования, и книги ей заменяли рассказы странниц. Еще в детстве Катерина была впечатлительной. Под влиянием рассказов богомолок и странниц сформировался ее вольнолюбивый и романтический характер.
Главная черта в характере Катерины — «образ птицы». В народной поэзии птица— символ воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества. «… Отчего же люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица».
Катерина хочет любить и мужа, и свекровь, но она не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается взять ее с собой, Кабаниха преследует своими наставлениями. Но Катерина терпит до поры до времени. «А уж коли очень мне здесь опостынет, — говорит она, — так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в омут кинусь…» Кабаниха— эта ярая защитница старых порядков, понимая, что старому царству самодуров приходит конец, ненавидит все новое, точит всех, добиваясь своих порядков. В доме Кабанихи царят ложь и притворство.
Катерина — самостоятельная, решительная натура. Как тяжело ей, когда она выслушивает наказы Тихона, которые он ей дает под диктовку матери. Именно здесь она начинает понимать весь ужас своего положения.