фауст же, наоборот, стремится вырваться из оков средневековой науки и познать жизнь во всей ее красоте и многообразии. а это познание невозможно без движения вперед. «деяние — начало бытия», — эту мысль поэт развивает на протяжении всего действия трагедии, ведь только своей деятельностью, своим трудом человек может проложить себе дорогу в будущее и доказать величие человеческого рода.
еще одним существенным фактом, в котором твердо уверен автор, является то, что любое познание невозможно без сомнения. отсюда и вытекает основной мотив драмы — борьба противоположностей, возникновение постоянных противоречий. потому и происходит в душе героя столкновение веры и сомнения, душевного порыва и холодного рассудка, что все это — неотъемлемые части сложного, порой трагического процесса постижения истины. наиболее ярко этот мотив выражен в словах фауста:
Повесть льва николаевича толстого «юность» с необыкновенной искренностью, глубиной, трепетом и нежностью передает нравственные искания, осознание своего «я» , мечты, чувства и душевные переживания николая иртеньева. повествование ведется от первого лица, что еще больше сближает нас с главным героем. возникает ощущение, что именно тебе николенька открывает свою душу, свой внутренний мир, рассказывая о событиях, происходящих в его жизни, о своих мыслях, настроениях и намерениях. «юность» написана в форме автобиографической прозы. на мой взгляд, именно это облегчило толстому написать картину внутренних движений человека. ведь лев николаевич, по словам чернышевского, «чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе» . в начале повести николай объясняет, с какого момента для него начинается пора юности. она наступает с тех пор, когда ему самому пришла в голову мысль о том, что «назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию» . николаю 16 лет, он «поневоле и неохотно» готовится к поступлению в университет. его душу переполняют размышления о смысле жизни, о будущем, предназначении человека. он пытается найти свое место в окружающем обществе, стремиться отстоять свою независимость. преодолеть «привычные» взгляды, тот образ мыслей, с которым постоянно соприкасается. «мне казалось так легко и естественно оторваться от всего прошедшего, переделать, забыть все, что было, и начать свою жизнь со всеми ее отношениями совершенно снова, что прошедшее не тяготило, не связывало меня» николай находится в том возрасте, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире и свое единство с ним и, в то же время, осознание своей индивидуальности. в университете иртеньев становится человеком определенного социального круга, и его пытливость, склонность к самоанализу, анализу людей и событий приобретает еще более глубокий характер. он чувствует, что стоящие на ступеньку выше аристократы также неуважительно и высокомерно относятся к нему, как он сам к людям более низкого происхождения. николай сближается со студентами-разночинцами, хотя его и раздражали их внешний вид, манера общения, ошибки в языке, но он «предчувствовал что-то хорошее в этих людях, завидовал тому веселому товариществу, которое соединяло их, испытывал к ним влечение и желал сблизиться с ними» . он приходит в конфликт сам с собой, так как его также привлекают и манят «прилипчивые нравы» светского образа жизни, навязанные аристократическим обществом. его начинает тяготить осознание своих недостатков: «меня мучит мелочность моей жизни… я сам , а все-таки имею силы презирать и себя, и свою жизнь» , «я трусил сначала… - стыдно…» , «… разболтался со всеми и без всякой причины солгал…» , «заметил при этом случае за собой еще много тщеславия» .
сочинение
«фауст» — трагедия познания
фауст же, наоборот, стремится вырваться из оков средневековой науки и познать жизнь во всей ее красоте и многообразии. а это познание невозможно без движения вперед. «деяние — начало бытия», — эту мысль поэт развивает на протяжении всего действия трагедии, ведь только своей деятельностью, своим трудом человек может проложить себе дорогу в будущее и доказать величие человеческого рода.
еще одним существенным фактом, в котором твердо уверен автор, является то, что любое познание невозможно без сомнения. отсюда и вытекает основной мотив драмы — борьба противоположностей, возникновение постоянных противоречий. потому и происходит в душе героя столкновение веры и сомнения, душевного порыва и холодного рассудка, что все это — неотъемлемые части сложного, порой трагического процесса постижения истины. наиболее ярко этот мотив выражен в словах фауста:
ах две души живут в больной груди моей
друг другу чуждые, — и жаждут разделенья!