«История одного города» — одно из центральных произведений творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1869-1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс. Основными средствами сатирического обличения действительности в произведении являются гротеск и гипербола. В жанровом отношении оно стилизовано под историческую хронику. Образ автора-повествователя назван в нем «последним архивариусом-летописцем».
После названия имеется приписка: «По подлинным документам издал М.Е. Салтыков /Щедрин/». Она то;ке призвана создать иллюзию достоверности.
В предисловии «От издателя» автор рассказывает о найденном в городском архиве «Глуповском Летописце», содержанием которого являлось однообразное описание биографии градоначальников, хозяйственных дел мероприятий.
С тонкой иронией пишет М.Е. Салтыков-Щедрин о том, как меняются лики этих градоначальников с изменением той или иной исторической эпохи: «Так, например, градоначальники времен Бирона отличаются безрассудством, градоначальники времен Потемкина — распорядительностью, а градоначальники времен Разумовского — неизвестным происхождением и рыцарской отвагою. Все они секут обывателей, но первые секут абсолютно, вторые объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации, третьи желают, чтоб обыватели во всем положились на их отвагу». Таким образом, с самого начала выстраивается и подчеркивается иерархия: высшие сферы — местное управление — обыватели. На их судьбах зеркальным образом отображается то, что происходит во властных областях: «в первом случае, обыватели трепетали бессознательно, во втором — трепетали с сознанием собственной пользы, в третьем — возвышались до трепета, исполненного доверия».
когда пушкин впервые столкнулся с материалами, свительствующими о грандиозной народной войне, он задался целью написать " пугачева". в ходе дальнейшей работы с документами у пушкина же возник замысел создания повести "капитанская дочка", и все свое внимание он направил на ее написание. в этом произведении великий писатель худо, жественно исследовал жизнь народа, вставшего на путь борьбы. понятно, что главным и наиболее ярким выразителем мятежной стихии народа пушкин изображает пугачева.
пушкин первым заинтересовался пугачевым не только как предводителем крестьянского восстания, но и как личностью, поэтому ему и удалось создать в повести такой неоднозначный образ. ведь для одних емельян пугачев - "беглый каторжник", "самозванец", "злодей", "плут" и "разбойник", а для других он — "природный государь", заступник, "батюшка".
"мошенником" и "злодеем" пугачев является для дворян (в повести это защитники белогорской крепости, гринев и его отец, генералы императорской армии), поскольку он претендует на смену государственной власти, называет себя царем петром iii, выступает против самодержавия и угнетения простого народа. насмерть готов драться пугачев за свои идеи, часто он не жалеет ни свою, ни чужие жизни, жестоко расправляясь с теми, кто не хочет признать его власть и присягнуть на верность новому "государю". от его руки погибло много дворян и просто хороших людей, он кроваво расправился с капитаном мироновым и другими защитниками белогорской крепости.
"заступником" и "государем-батюшкой" называет пугачева простой народ, с радостью встречая его хлебом-солью в освобожденных крепостях. крестьяне верят в справедливость и доброту нового царя, убеждены, что при власти пугачева их жизнь станет более свободной и не такой тяжелой, как раньше. таким образом, мы видим, что "бродяга" поднимается на освободительную борьбу не только за свое благополучие, он хочет облегчить жизнь миллионам людей, угнетаемых царскими чиновниками и помещиками.
во время восстания в пугачеве раскрываются качества не только беспощадного завоевателя, но и мудрого и талантливого полководца, который успешно выигрывает сражение у известных генералов и умеет быстро собрать многотысячное войско даже после жестокого поражения. в сбщении с простыми людьми и с гриневым проявляются лучшие человеческие качества пугачева: прямота, искренность, отзывчивость, чуткость к чужому горю, справедливость. он помнит доброту и щедрость гринева, проявлении при первой встрече, и впоследствии не только сохраняет ему жизнь, но и спасти любимую девуш-ку - машу миронову.
трагедия пугачева в том, что он понимает обреченность восстания. для многих крестьян эта борьба — не средство достижения свободы, а способ сиюминутно отомстить, сбросить с плеч тяжелый груз на минуту, чтобы затем снова послушно тащить его. поэтому и вылилось восстание в "бунт бессмысленный и беспощадный". однако нельзя сказать, что перепуганное грозной опасностью дворянство было менее беспощадно или жестоко к восставшим.
правительственным войскам удалось подавить восстание под предводительством пугачева, однако этот бунт успел сыграть немаловажную роль, продемонстрировав народу, что свободы и справедливости можно достичь, лишь объединив усилия и веря в благополучный исход.
«История одного города» — одно из центральных произведений творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1869-1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс. Основными средствами сатирического обличения действительности в произведении являются гротеск и гипербола. В жанровом отношении оно стилизовано под историческую хронику. Образ автора-повествователя назван в нем «последним архивариусом-летописцем».
После названия имеется приписка: «По подлинным документам издал М.Е. Салтыков /Щедрин/». Она то;ке призвана создать иллюзию достоверности.
В предисловии «От издателя» автор рассказывает о найденном в городском архиве «Глуповском Летописце», содержанием которого являлось однообразное описание биографии градоначальников, хозяйственных дел мероприятий.
С тонкой иронией пишет М.Е. Салтыков-Щедрин о том, как меняются лики этих градоначальников с изменением той или иной исторической эпохи: «Так, например, градоначальники времен Бирона отличаются безрассудством, градоначальники времен Потемкина — распорядительностью, а градоначальники времен Разумовского — неизвестным происхождением и рыцарской отвагою. Все они секут обывателей, но первые секут абсолютно, вторые объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации, третьи желают, чтоб обыватели во всем положились на их отвагу». Таким образом, с самого начала выстраивается и подчеркивается иерархия: высшие сферы — местное управление — обыватели. На их судьбах зеркальным образом отображается то, что происходит во властных областях: «в первом случае, обыватели трепетали бессознательно, во втором — трепетали с сознанием собственной пользы, в третьем — возвышались до трепета, исполненного доверия».
когда пушкин впервые столкнулся с материалами, свительствующими о грандиозной народной войне, он задался целью написать " пугачева". в ходе дальнейшей работы с документами у пушкина же возник замысел создания повести "капитанская дочка", и все свое внимание он направил на ее написание. в этом произведении великий писатель худо, жественно исследовал жизнь народа, вставшего на путь борьбы. понятно, что главным и наиболее ярким выразителем мятежной стихии народа пушкин изображает пугачева.
пушкин первым заинтересовался пугачевым не только как предводителем крестьянского восстания, но и как личностью, поэтому ему и удалось создать в повести такой неоднозначный образ. ведь для одних емельян пугачев - "беглый каторжник", "самозванец", "злодей", "плут" и "разбойник", а для других он — "природный государь", заступник, "батюшка".
"мошенником" и "злодеем" пугачев является для дворян (в повести это защитники белогорской крепости, гринев и его отец, генералы императорской армии), поскольку он претендует на смену государственной власти, называет себя царем петром iii, выступает против самодержавия и угнетения простого народа. насмерть готов драться пугачев за свои идеи, часто он не жалеет ни свою, ни чужие жизни, жестоко расправляясь с теми, кто не хочет признать его власть и присягнуть на верность новому "государю". от его руки погибло много дворян и просто хороших людей, он кроваво расправился с капитаном мироновым и другими защитниками белогорской крепости.
"заступником" и "государем-батюшкой" называет пугачева простой народ, с радостью встречая его хлебом-солью в освобожденных крепостях. крестьяне верят в справедливость и доброту нового царя, убеждены, что при власти пугачева их жизнь станет более свободной и не такой тяжелой, как раньше. таким образом, мы видим, что "бродяга" поднимается на освободительную борьбу не только за свое благополучие, он хочет облегчить жизнь миллионам людей, угнетаемых царскими чиновниками и помещиками.
во время восстания в пугачеве раскрываются качества не только беспощадного завоевателя, но и мудрого и талантливого полководца, который успешно выигрывает сражение у известных генералов и умеет быстро собрать многотысячное войско даже после жестокого поражения. в сбщении с простыми людьми и с гриневым проявляются лучшие человеческие качества пугачева: прямота, искренность, отзывчивость, чуткость к чужому горю, справедливость. он помнит доброту и щедрость гринева, проявлении при первой встрече, и впоследствии не только сохраняет ему жизнь, но и спасти любимую девуш-ку - машу миронову.
трагедия пугачева в том, что он понимает обреченность восстания. для многих крестьян эта борьба — не средство достижения свободы, а способ сиюминутно отомстить, сбросить с плеч тяжелый груз на минуту, чтобы затем снова послушно тащить его. поэтому и вылилось восстание в "бунт бессмысленный и беспощадный". однако нельзя сказать, что перепуганное грозной опасностью дворянство было менее беспощадно или жестоко к восставшим.
правительственным войскам удалось подавить восстание под предводительством пугачева, однако этот бунт успел сыграть немаловажную роль, продемонстрировав народу, что свободы и справедливости можно достичь, лишь объединив усилия и веря в благополучный исход.