В1816 г. пришлось автору путешествовать, и он оказался на одной из почтовых станций. просторная комната была украшена картинками, изображавшими блудного сына, на окнах стояли цветы, за пестрой занавеской — кровать, кругом чистота и порядок. сам хозяин, человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в сюртуке, с тремя медалями; его дочь-красавица умела поддержать разговор с проезжающими. автор рассказывает, что на прощание она позволила себя поцеловать. прошло несколько лет, и он снова оказался на той же станции, ему даже взгрустнулось о прошедших временах, живы ли самсон вырин и его дочь дуня? войдя в комнату, он видит того же смотрителя, “но как он ” автор “не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”. на вопрос проезжающего о дуне старик промолчал, вероятно, она была уже замужем. однако любопытство взяло верх, и путешественник решил угостить старика пуншем, чтобы узнать все подробности. “на гором стакане сделался он (старик. —авт.) ” он поведал [(следующую три года назад, зимним вечером, приехал на станцию гусар, он поднял было на смотрителя нагайку из-за отсутствия лошадей, но, увидев дуню, успокоился и заказал себе ужин. подали лошадей, (однако молодой человек занемог, остался на ночь, а на следующий день ему вызвали врача. приехавший доктор объявил, что ротмистру минскому необходим покой и через несколько дней он продолжит путешествие. через три дня гусар уехал, а с ним и дуня, которую вырин сам посадил в тройку минского доехать до церкви. “бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление и что тогда было с его разумом”. бедный отец в поисках дочери добрался до с.-петербурга, тут он узнал адрес минского и пошел к нему. увидя смотрителя, ротмистр смутился, дал вырину денег и выпроводил его за дверь, пообещав сделать дуню счастливой; она уже успела отвыкнуть от прежней жизни. позже смотритель узнал адрес дочери и поднялся к ней. дуня при виде отца упала в обморок, а минский вытолкал вырина в шею. расставшись со смотрителем, путешественник долго не может забыть его рассказ о дочери. проезжая в третий раз через эти места, рассказчик узнает, что старый смотритель спился и умер. наего могилу рассказчика отводит местный мальчишка, сообщивший, что летом сюда приезжала “прекрасная барыня” с тремя барчатами, на кладбище она пошла без провожатого, долго лежала и плакала возле могилы смотрителя, а уезжая, щедро раздавала деньги.
Различия в сюжете сказок: - судьбу царевны жуковского предсказала 12-я фея - злая колдунья - она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир. - у пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет народных сказок). - у пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) - у жуковского уснула (романтические мотивы). - у пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по обычаю) – у жуковского - 300 лет спала. королевичу елисею силы природы (в фольклоре природа всегда человеку) - царевичу жуковского старик. - царевна пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте - у жуковского спит дома. - орудие зла у пушкина – яблоко (предмет многих сказок) – у жуковского - веретено. - пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) - у жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы). -у пушкина зло наказано - мачеха от злости умерла - у жуковского злая колдунья исчезла. в сказках разные места действия: у жуковского - дворец, бор - у пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.