В густом лесу в тени еловой Стоял домишко небольшой. Царил в том домике покой, Жила семья, не знала горя. Была она совсем простой Жила Светлана там с семьей.
В один студеный зимний день, Легла на домик злая тень Холодной черной темноты. Был у Светланы день рожденья. Но не в тот день веселья. И не сбылись ее мечты.
Все потому, что брат Андрей В бреду лежал уж много дней. Ему казалось, что он воин Сражается на поле боя И убивает злых людей.
Не спит Светлана день и ночь Лечить его она пыталась. Отец и мать, оставив дочь, Что в комнате той оставалась. Ничем ей не могли
Когда луна сменила солнце, Отправилась Светлана в сруб Набрать воды в сыром колодце. И возвратясь, взглянув в оконце, Увидела лишь хладный труп.
Андрей – ее любимый брат, Лежал недвижно, был он бледен. И холод смерти не заметен. Коснулся хладных жизни врат.
Светлана пала на колени, У краешка его постели И плакала так горько - горько Что точно и не скажешь, сколько.
Вдруг, наконец, настала тишина, В окно смотрела лишь луна – И видела - текла слеза. И горе выело глаза.
Брат умирает в день рожденья Она одна. В том нет сомненья! Миг. Яд ( что с горя приняла), И рядом с братом отошла
Василий Андреевич Жуковский - один из создателей русской романтической поэзии. Русская литературная критика исключительно высоко оценила значение его творчества. По мнению Гуковского, он "открыл русской поэзии душу человеческую". Романтизм часто противопоставляет цивилизации нетронутую природу, естественные человеческие отношения, простой уклад жизни. Все это происходит, вероятно, из-за недовольства собой, окружающим миром, неуверенности в возможность земного счастья. Эти настроения были свойственны и Жуковскому. Жажда обретения гармонии с миром станет постоянной спутницей поэта и во многом определит характер его творчества. Жуковского отличало постоянное "стремление за пределы мира". Этим объясняется его интерес к такому жанру, как . Настоящим сюрпризом для русского читателя стало произведение "Людмила". В основу его фантастического сюжета легли средневековые религиозные представления, вера в чудесное или погибель души. Поэта привлекало всё таинственное, обычно скрытое от человеческих глаз. "Людмила" - это вольный перевод. Взяв за основу сюжет немецкого поэта Бюргера "Ленора", Жуковский создаёт своё оригинальное произведение. А в написанной позже "Светлана" нам кажется, что оживают "приданья старины глубокой". Стихия народной жизни, фольклор становятся для Жуковского источником высокой поэзии: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счётным курицу зерном… Эта стала более популярной, чем "Людмила", и Жуковского часто именовали "певцом Светланы". Сюжет этого произведения трактован в рамках бытовой сцены гаданий девушек "в крещенский вечерок", что дало возможность поэту воспроизвести черты русского национального быта, народных обычаев, обрядов и так далее. Жуковский тонко и верно передал состояние души девушки, охваченной романтическим страхом перед возможными ночными чудесами и боязнью за жизнь любимого: Робко в зеркало глядит: За её плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами… Занялся от страха дух… Затем из чудесного мира героиня возвращается в мир реальный. Но этот мир сильно идеализирован поэтом, который после счастливого возращения жениха рассуждает о том, что несчастья бывают только во сне, а наяву - всегда счастье: Вот толк моей: "Лучший друг нам в жизни сей Вера в проведенье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье - лживый сон; Счастье - пробужденье". Таким образом, в конце этого произведения Ж. подчёркивает, что для торжества любви необходима непоколебимая вера человека в провидение. В отличие от Людмилы, которая утратила надежду ("Небо к нам неумолимо; царь небесный нас забыл…"), Светлана верила до конца. Ещё одним очень известным произведением этого жанра является "Эолова арфа". написана в ноябре 1814 года, а напечатана в 1815 году. Автобиографический сюжет "запрещённой любви" (к Марии Андреевне Протасовой) облечён в форму в духе "Песен Оссиана". Имена собственные отчасти также заимствованы из "Песен Оссиана", например, Морвена - название страны в одной из поэм Оссиана. Любопытно замечание В.Г.Белинского об "Эоловой арфе": "…она - прекрасное и поэтическое произведение, где сосредоточен весь смысл, вся благоухающая прелесть романтики Жуковского". Поэт довольно верно отразил нравы замковой жизни позднего Средневековья. Но это только внешний фон действия. Используя сюжет, построенный на социальном неравенстве любящей пары, поэт подчеркивает его только потому, что оно усиливает неудовлетворенность жизнью, возвышенность и глубину переживаний влюбленных. В центре его внимания душевные переживания героев, их нежная любовь, чуждая житейских интересов. Но такая любовь обречена на неудачу в реальных, земных условиях: И нет уж Минваны… Когда от потоков, холмов и полей Восходят туманы… То, что прежде считалось достоянием разума, у Жуковского - часть душевной жизни. Не только любовь и дружба, но и философия, мораль, социальные аспекты жизни стали предметами внутреннего переживания. Произведения Жуковского приобретают личный характер, что придаёт особый лиризм его поэтическому творчеству.
Стоял домишко небольшой.
Царил в том домике покой,
Жила семья, не знала горя.
Была она совсем простой
Жила Светлана там с семьей.
В один студеный зимний день,
Легла на домик злая тень
Холодной черной темноты.
Был у Светланы день рожденья.
Но не в тот день веселья.
И не сбылись ее мечты.
Все потому, что брат Андрей
В бреду лежал уж много дней.
Ему казалось, что он воин
Сражается на поле боя
И убивает злых людей.
Не спит Светлана день и ночь
Лечить его она пыталась.
Отец и мать, оставив дочь,
Что в комнате той оставалась.
Ничем ей не могли
Когда луна сменила солнце,
Отправилась Светлана в сруб
Набрать воды в сыром колодце.
И возвратясь, взглянув в оконце,
Увидела лишь хладный труп.
Андрей – ее любимый брат,
Лежал недвижно, был он бледен.
И холод смерти не заметен.
Коснулся хладных жизни врат.
Светлана пала на колени,
У краешка его постели
И плакала так горько - горько
Что точно и не скажешь, сколько.
Вдруг, наконец, настала тишина,
В окно смотрела лишь луна –
И видела - текла слеза.
И горе выело глаза.
Брат умирает в день рожденья
Она одна. В том нет сомненья!
Миг. Яд ( что с горя приняла),
И рядом с братом отошла
Лишь понял ветер, да луна,
Что ошибалася она…