Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?
А) автобиографическая повесть; б) пословица; в) историческая песня; г) былина.
2.Как называется речь одного человека в художественном произведении?
А) цитата; б) реплика; в) монолог; г) прямая речь.
3.Кульминация – это…
А) решение конфликта; б) момент наивысшего напряжения сюжета; в) начало произведения; г) часть сюжета, содержащая необходимые сведения о героях, месте и времени действия.
4.Значимый элемент художественного образа, несущий большую смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку – это…
А) прямая речь; б) пейзаж; в) портрет; г) художественная деталь.
5. Жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:
А) повесть; б) стихотворение; в) поэма-исповедь; г) роман в стихах.
6.Реальная историческая личность в романе А.С.Пушкина«Капитанская дочка»:
а) капитан Миронов; б) Емельян Пугачёв; в) Петр Гринёв; г) Андрей Петрович Гринёв..
7.Коварного, злого человека, «антигероя», вредившего Гриневу, звали:
А) Алексей Швабрин; б) Иван Зурин; в) Иван Игнатьич; г) Савельич.
8.Определите идею комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»:
А) показать «гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребление домашней власти»;
Б) показать забитость, не темноту народа и власть градоначальников;
В) «собрать в кучу все дурное в России…и за одним разом посмеяться над всем»
9.Каков тип композиции рассказа «После бала»?
а) рассказ в рассказе; б) зеркальная композиция; в) последовательное авторское изложение событий; г) обратная.
10.Чем закончилось путешествие Максима и Шакро из рассказа М.Горького «Мой спутник»
а) князь наградил Максима за сына; б) герои попали в плен к казакам; в) Шакро обманул своего спутника и бросил его возле Тифлиса; г) герои утонули во время шторма.
11.Сопоставьте произведение и его художественную идею.
Название произведения
Художественная идея
1
«Слово о погибели Русской земли»
А
Необходимость сохранения верности долгу, чести, любви в тяжёлых испытаниях
2
К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»
Б
Нравственная красота важнее красоты внешней.
3
А Пушкин «Капитанская дочка»
В
Восхищение жертвенным подвигом во имя Родины
4
Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка»
Г
Стремление автора вселить в сердца людей мужество преодолению княжеской розни
12.Сопоставьте авторов и направления в литературе, которое они представляют.
Фамилия автора
Направление в литературе
1
В.А.Жуковский, М.Горький (раннее творчество)
А
сентиментализм
2
Н. Карамзин
Б
классицизм
3
М.Ломоносов Д.И.Фонвизин
В
реализм
4
И.Бунин, А.Твардовский ,
Г
романтизм
Часть В
При выполнении заданий В1-В7 запишите ответ в виде слова или сочетания слов
Эпиграфом какого произведения стала пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
От чьего лица ведется рассказ в произведении И.С.Тургенева «Ася»?
Дайте название жанра по его определению: «Произведение для постановки на сцене, в котором высмеиваются общественные явления или человеческие пороки»
С каким зверем вступил в схватку Мцыри?
Какие средства выразительности использует А.Твардовский в следующих стихотворных строках:
А) «Лучатся в тех угрюмых зонах, // где время шло во тьме слепой»
Б) «Лучатся в тех угрюмых зонах, // где время шло во тьме слепой»
В) «Как Млечный путь, огни земные//вдоль моего текут пути»?
Часть С
Выберите одну из тем. Дайте полный развернутый ответ по теме ( в объеме не менее 70 слов), привлекая литературное произведение, позицию автора и свое собственное мнение.
1.Над чем заставляет задуматься роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
2.Мое отношение к главному герою поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
Можно ли произведение Н. В. Гоголя «Ревизор» назвать актуальным, современным?
Какие нравственные уроки получил герой рассказа В.Распутина «Уроки французского»?
26 июня 1864 г. экипаж яхты «Дункан», принадлежащей лорду Эдуарду Гленарвану, виднейшему члену Королевского яхт-клуба Темзы и богатому шотландскому землевладельцу, вылавливает в Ирландском море акулу, в животе которой находит бутылку с запиской на трех языках: английском, немецком и французском. В записке кратко сообщается, что во время крушения «Британии трое — капитан Грант и два матроса, что они попали на какую-то землю; указывается и широта и долгота, но невозможно разобрать, какая это долгота — цифру размыло. В записке говорится, что находятся на тридцать седьмом градусе одиннадцатой минуте южной широты. Долгота неизвестна. Поэтому разыскивать капитана Гранта и его спутников надо где-то на тридцать седьмой параллели. Английское адмиралтейство отказывается снарядить экспедицию, но лорд Гленарван и его жена решают сделать все возможное, чтобы отыскать капитана Гранта. Они знакомятся с детьми Гарри Гранта — шестнадцатилетней Мэри и двенадцатилетним Робертом. Яхту снаряжают в дальнее плавание, в котором желают принять участие жена лорда — Элен Гленарван, очень добрая и мужественная молодая женщина, и дети капитана Гранта. В экспедиции также участвуют майор Мак-Наббс, человек лет пятидесяти, скромный, молчаливый и добродушный, близкий родственник Гленарвана; тридцатилетний капитан «Дункана» Джон Манглс, двоюродный брат Гленарвана, человек мужественный, добрый и энергичный капитана Том Остин, старый моряк, заслуживающий полного доверия, и двадцать три человека судовой команды, все шотландцы, как и их хозяин.
25 августа «Дункан» выходит в море из Глазго. На следующий день выясняется, что на борту находится еще один пассажир. Им оказывается секретарь Парижского географического общества француз Жак Паганель. По свойственной ему рассеянности он за день до отплытия «Дункана», перепутав корабли (ибо хотел плыть в Индию на пароходе «Шотландия»), забрался в каюту и проспал там ровно тридцать шесть часов, чтобы лучше перенести качку, и не выходил на палубу до второго дня путешествия. Когда Паганель узнает, что он плывет в Южную Америку вместо Индии, сначала его охватывает отчаяние, но затем, узнав о цели экспедиции, он решает внести изменения в свои планы и плыть вместе со всеми.
Переплыв Атлантический океан и пройдя через Магелланов пролив, «Дункан» оказывается в Тихом океане и направляется к берегам Патагонии, где, по некоторым предположениям — сначала именно так истолковали записку, — капитан Грант томится в плену у индейцев.
Вскоре после этого в низине отряду предстоит пережить наводнение из-за разлива рек. Путникам удается взобраться на раскидистое ореховое дерево, которое бурый поток не смог вырвать из земли. На нем они устраивают привал, даже разводят костер. Ночью ураган все же вырывает дерево, и на нем людям удается выплыть на сушу..
Айртон говорит с подкупающей искренностью. В его словах трудно сомневаться. К тому же за него ручается ирландец, у которого он служил. Лорд Гленарван верит Айртону и по его совету принимает решение пересечь Австралию по тридцать седьмой параллели. Гленарван, его жена, дети капитана Гранта, майор, географ, капитан Мангле и несколько матросов, собравшись в небольшой отряд, отправляются в путь во главе с Айртоном. «Дункан» же, получивший некоторые повреждения в корпусе, берет курс на Мельбурн, где планируется проведение его ремонта. Команда яхты во главе с капитана Томом Остином там должна ожидать распоряжений Гленарвана.
Там они попадают в плен к туземцам-людоедам, которые собираются их убить. Однако, благодаря находчивости Роберта, им удается бежать из плена. Через несколько дней пути они доходят до восточного побережья Новой Зеландии и у берега видят пирогу, а чуть дальше — группу туземцев. Путники садятся в пирогу, однако туземцы в нескольких лодках их преследуют. Путешественники в отчаянии. После того, что им пришлось пережить в плену, они предпочитают умереть, но не сдаться. Вдруг вдали Гленарван видит «Дункан» с собственной командой на борту, которая ему оторваться от преследователей. Путешественники недоумевают, почему «Дункан» стоит у восточных берегов Новой Зеландии. Том Остин показывает приказ, написанный рукой рассеянного Паганеля, который вместо того, чтобы написать «Австралия», написал «Новая Зеландия». Из-за ошибки Паганеля планы Айртона рухнули. Он вздумал бунтовать. Его заперли. Теперь Айртон помимо своей воли плывет на «Дункане» вместе с теми, кого хотел обмануть.
А «Дункан» благополучно возвращается в Шотландию. Мэри Грант вскоре обручается с Джоном Манглсом, с которым за время их совместного путешествия её связало нежное чувство. Паганель женится на двоюродной сестре майора. Роберт же, как и его отец, становится бравым моряком.
Не причинять другим вреда, обиды.
Отвечать за свои поступки, слова.
Не бояться просить прощения, прощать.
Каждый человек ответственен за свои поступки и слова.
«Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и
потянулся к хлебу. "Да ну тебя! Дьявол! " - крикнул Филька и наотмашь ударил
коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко
в рыхлый снег и закричал:
- На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его
мордой из-под снега! Иди копай! »
В жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом.
Последствия Филькиного поступка:
1.Слеза скатилась у коня из глаз.
2.В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.
3.На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.
Отчего же стрясся тот мороз? - спросил Филька.
Но оказывается, это был не единственный случай в Бережках. Сто лет тому назад случился там такой же лютый мороз.
«Шёл через нашу деревню старый
солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый,
возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол
и говорит: «Вот тебе! Жуй!» .
Филька понял, что он злой и жестокий человек: «Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз» .
«На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом» .
Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас много пословиц:
Как аукнется, так и откликнется.
Каков привет, таков и ответ.
Люби ближнего своего (из заповедей Божьих) .
Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.
(Это золотое правило нравственности) .
Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.
Нет ничего отважнее, чем победа над собой