александра николаевича островского по праву можно считать создателем репертуара для национального театра. несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах купечества (которое критик николай добролюбов метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть светлое и сказочное произведение – «снегурочка», написанное в 1873 году.
в основе сюжета пьесы драматург использовал народную сказку из сборника александра афанасьева «поэтические воззрения славян на природу». именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: ярило, мороз, весна, леший. особенность и в том, что пьеса «снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. вся пьеса – своеобразная поэтическая стилизация под фольклор, которым островский тогда был увлечен.
объясняется это тем, что в 1873 году труппа малого театра вынуждена была переехать в большой театр на время ремонта. так под одной крышей оказались оперная, и драматическая труппы. тогда и решила комиссия московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. а музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор петр ильич чайковский.
таким образом, лирическая пьеса островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. а еще «весенняя сказка» островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки пушкина. да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.
поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. островский пишет о природе как о человеке. пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.
Вот и пришли к нам первые весенние деньки. Легкая, беззаботная пора вдохновляет многих поэтов, писателей и художников. Мартовское небо высокое, лазурное. К нему тянутся молодые осинки. Солнце золотит их тонкие стволы. Изумрудно-зеленый лес тоже освещен солнцем. Снег стал мокрым, плотным, сероватым. На нем лежат синие тени от деревьев. Только на крыше крыльца остался светлый пласт, но и он скоро растает. Размокшая земля, как горячий шоколад, разлилась по дороге. Перед домом стоит бурая лошадь, запряженная в сани. Ее хозяин забыл закрыть дверь, когда входил в дом. Наверное, думал о чем-нибудь своем. Автор использует не только яркие цвета - лазурный, голубой, изумрудно-зеленый, желтый, - но и серый, коричневый, показывая, что у весны есть разные настроения: как веселое, так и грустное. Но все-таки видно, что весна ему очень нравится. Неспроста же он решил написать картину о первом месяце весны, о марте! Глядя на картину, понимаешь, что ее написал талантливый человек, потому что он смог выразить не только свое отношение к весне, но и чувства других людей.
александра николаевича островского по праву можно считать создателем репертуара для национального театра. несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах купечества (которое критик николай добролюбов метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть светлое и сказочное произведение – «снегурочка», написанное в 1873 году.
в основе сюжета пьесы драматург использовал народную сказку из сборника александра афанасьева «поэтические воззрения славян на природу». именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: ярило, мороз, весна, леший. особенность и в том, что пьеса «снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. вся пьеса – своеобразная поэтическая стилизация под фольклор, которым островский тогда был увлечен.
объясняется это тем, что в 1873 году труппа малого театра вынуждена была переехать в большой театр на время ремонта. так под одной крышей оказались оперная, и драматическая труппы. тогда и решила комиссия московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. а музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор петр ильич чайковский.
таким образом, лирическая пьеса островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. а еще «весенняя сказка» островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки пушкина. да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.
поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. островский пишет о природе как о человеке. пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.
Мартовское небо высокое, лазурное. К нему тянутся молодые осинки. Солнце золотит их тонкие стволы. Изумрудно-зеленый лес тоже освещен солнцем. Снег стал мокрым, плотным, сероватым. На нем лежат синие тени от деревьев. Только на крыше крыльца остался светлый пласт, но и он скоро растает. Размокшая земля, как горячий шоколад, разлилась по дороге.
Перед домом стоит бурая лошадь, запряженная в сани. Ее хозяин забыл закрыть дверь, когда входил в дом. Наверное, думал о чем-нибудь своем.
Автор использует не только яркие цвета - лазурный, голубой, изумрудно-зеленый, желтый, - но и серый, коричневый, показывая, что у весны есть разные настроения: как веселое, так и грустное. Но все-таки видно, что весна ему очень нравится. Неспроста же он решил написать картину о первом месяце весны, о марте!
Глядя на картину, понимаешь, что ее написал талантливый человек, потому что он смог выразить не только свое отношение к весне, но и чувства других людей.