Книга начинается с описания двух героев-свинопаса гурта и шута вамбы,которые насчёт норманнского завоевания,и о том,как мало осталось истинных саксов.они встречают всадников-храмовника бриана де буагильбера и его товарища,которые направляются на рыцарский турнир,но им негде ночевать.так они к седрику ротервудскому.они узнают,что единственный сын седрика сакса не подчинился воле отца,за это он изгнал его из дома. племянница седрика, леди ровена, тайно влюблена в айвенго(таково прозвище сына седрика) и их чувства взаимны.никто не знал,что айвенго в одежде пилигрима пробрался в дом и даже спас еврея исаака,вовремя выпроводив его за пределы замка.вскоре состоялся рыцарский турнир,на котором один рыцарь великолепно показал себя,ему присудили награду,и когда леди ровена вручала её,выяснилось,что рыцарь- никто иной,как сын седрика.он был ужасно ранен,и совсем бы погиб,не выручи его чёрный рыцарь, прозванный лентяем.айвенго отдаётся на попечение прекрасной ревекки-дочери исаака из йорка,которая влюбляется в него.она усердно лечит юношу,но вскоре они были вынуждены уехать,и взяли рыцаря с собой.евреи присоединились к процессии седрика и не знали,что барон фрон де беф и бриан приготовили нападение,так как де беф хочет жениться на ровене,а де буагильберу приглянулась ревекка.их всех берут в плен,но верные слуги гурт и вамба решают спасти хозяина,а также благородного ательстана с ровеной.вскоре выясняется,что чёрный рыцарь- король ричард львиное сердце,а неизвестный стрелок локсли- знаменитый робин гуд.они и команда йоменов приходят на ,и замок захватили.все получают свободу,но ательстан был убит во время сражения,а ревекка увезена храмовником.айвенго ,уже более-менее оправившийся от ран, следует за королём.но вскоре его находят евреи,слёзно прося спасти дочь исаака,которую в ордене рыцарей обвинили в колдовстве,и только божий суд может решить дело.бриан всё ещё пытается уговорить ревекку полюбить его, и он спасёт её,но девушка непреклонна.состоится сражение,и ревкку отпускают,так как айвенго победил храмовника,который умер от своих собственных душевных страданий.после узнаётся,что ательстан жив,и айвенго и леди ровена женятся.
Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве а. с. пушкина. такие стихотворения, как «пророк» , «поэт и толпа» , «поэту» , «памятник» , наиболее ярко отражают мысль гения о назначении поэта. стихотворение «поэту» было написано в 1830 г. , в период резких нападок на пушкина в реакционной печати. полемика с редактором газеты «северная пчела» булгариным заставила обратиться александра сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. в первом четверостишии пушкин призывает поэта не дорожить «любовию народной» . испытав на себе «минутный шум восторженных похвал» и «суд глупца» , он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом «холодной толпы» . личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого пушкина сливаются в единое целое. цель жизни верного служителя муз пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому «влечет свободный ум» . поступая именно так, как писал сам, не оставляя выбранной стези, поэт не требовал «наград за подвиг благородный» , а лишь усовершенствовал «плоды любимых дум» . по мысли пушкина, все внутри поэта: высшая награда, «высший суд» . только «взыскательный художник» «строже всех» может оценить свой труд. нужна ли тогда поэту людская толпа, которая вместо того, чтобы внимать вдохновенным строкам, «плюет на алтарь» , где горит поэтический огонь? «ты царь: живи один» – пишет пушкин, словно отвечая на этот скрытый в стихотворении вопрос. мысль об одиночестве и отчужденности поэта приобретает иное звучание в стихотворении 1828 г. «поэт и толпа» . обидой и горечью непонимания наполнены слова, обращенные к черни: «подите прочь – какое дело поэту мирному до вас! » но спустя всего два года одиночество воспринимается пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся «в детской резвости» поколебать «треножник» , с которого он вещает истину. стихотворение «поэту» написано в форме сонета, а значит, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную идею. выбрав форму сонета, не столь частую в поэзии как классическое стихотворение из четырех катренов, пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово – в жизнь.