А в сём коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? А.С.Пушкин
Авторское отступление о птице-тройке находится в самом конце первого тома «Мёртвых душ». Концовка для построения любого текста очень важна и в смысловом, и в композиционном отношении, так как, благодаря особенностям памяти, человек лучше всего запоминает первую и последнюю фразу текста. Поэтому писатель особенно тщательно обдумывает начало и окончание своего произведения.
В «Мёртвых душах» Гоголь выразил своё понимание исторической судьбы России. В период николаевской реакции духовная жизнь общества была, конечно, не уничтожена совсем, но серьёзно ограничена полицейским сыском и цензурой. Гоголю современная Россия представлялась страной мёртвых душ, где духовные идеалы заменены погоней за деньгами и карьерой. Писатель хочет показать, в чём он видит возможность возрождения родины — в приближении к христианским духовным ценностям. Чтобы выразить эту идею в художественном произведении, Гоголь задумал трилогию в духе «Божественной комедии» Данте. Предполагалось, что трилогия будет объединена общей идеей (возрождение России возможно и осуществится, по мнению писателя, через принятие христианских нравственных ценностей) и главным героем Чичиковым, который, претерпев все соблазны и испытания, постигает Божественную истину и приходит к праведной жизни. Поэтому зря возмущался совхозный механик Роман Звягин из рассказа В.М.Шукшина «Забуксовал»: ничего случайного нет в том, что птица-тройка, олицетворяющая Россию, везёт «прохиндея и шулера» Чичикова. Такое же негодование может вызвать, но почему-то не вызывает сходный эпизод, правда из другого литературного произведения, — из рассказа А.П.Чехова «Ионыч». В финале, в пятой главке рассказа, помещена выразительная картина: примерно через полвека после гоголевского героя доктор Старцев, красный, пухлый, похожий не на человека, а на языческого идола, едет по городу С. на собственной тройке с бубенчиками.
А в сём коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
А.С.Пушкин
Авторское отступление о птице-тройке находится в самом конце первого тома «Мёртвых душ». Концовка для построения любого текста очень важна и в смысловом, и в композиционном отношении, так как, благодаря особенностям памяти, человек лучше всего запоминает первую и последнюю фразу текста. Поэтому писатель особенно тщательно обдумывает начало и окончание своего произведения.
В «Мёртвых душах» Гоголь выразил своё понимание исторической судьбы России. В период николаевской реакции духовная жизнь общества была, конечно, не уничтожена совсем, но серьёзно ограничена полицейским сыском и цензурой. Гоголю современная Россия представлялась страной мёртвых душ, где духовные идеалы заменены погоней за деньгами и карьерой. Писатель хочет показать, в чём он видит возможность возрождения родины — в приближении к христианским духовным ценностям. Чтобы выразить эту идею в художественном произведении, Гоголь задумал трилогию в духе «Божественной комедии» Данте. Предполагалось, что трилогия будет объединена общей идеей (возрождение России возможно и осуществится, по мнению писателя, через принятие христианских нравственных ценностей) и главным героем Чичиковым, который, претерпев все соблазны и испытания, постигает Божественную истину и приходит к праведной жизни. Поэтому зря возмущался совхозный механик Роман Звягин из рассказа В.М.Шукшина «Забуксовал»: ничего случайного нет в том, что птица-тройка, олицетворяющая Россию, везёт «прохиндея и шулера» Чичикова. Такое же негодование может вызвать, но почему-то не вызывает сходный эпизод, правда из другого литературного произведения, — из рассказа А.П.Чехова «Ионыч». В финале, в пятой главке рассказа, помещена выразительная картина: примерно через полвека после гоголевского героя доктор Старцев, красный, пухлый, похожий не на человека, а на языческого идола, едет по городу С. на собственной тройке с бубенчиками.