«капитанская дочка» - многоплановое произведение. основной темой повести является тема пугачевского бунта. это восстание стало высшей точкой борьбы крестьян со своими угнетателями. в повести пушкин нарисовал яркую картину стихийного восстания. разнообразный состав народного движения автор показывает, вводя образы казаков яика, изувеченного башкирца, поволжских крестьян, местной голытьбы.
вторая тема – любовь разных поколений. в повести автор рассказывает о любви марьи ивановны и петра андреевича, василисы егоровны и ивана кузьмича. потеряв любимого мужа, василиса егорова также погибает от рук пугачева за то, что прилюдно оскорбила главаря «банды» . любовь в этом произведении позволяет не только жертвовать собой ради любимого, но она и жить ради того, кого любишь.
еще у повести есть много небольших сюжетных линий, но они второстепенные.
идея этого произведения – рассказать читателю о народном восстании с участием пугачева, о судьбах людей, в нем участвовавших, с точками зрения самого автора.
Образ поэта-пророка в лирике а. с. пушкина и м. ю. лермонтова (3) поэт - гражданин любит свою родину высокой любовью, любит ее народ, ее природу, он желает счастья своей стране. любить родину - значит бороться за свободу, ненавидеть тех кто держит родную страну в цепях рабства. тема поэта и поэзии остро волновала а. с. пушкина и м. ю. лермонтова. эта тема раскрывает назначение поэта в обществе, его роль в жизни своего народа. по словам пушкина, поэт - избранник и провидец, должен своим творчеством пробуждать сознание народа, указывать путь к свободе, уметь жертвовать собой во имя своего народа. муза пушкина - гордая певица свободы: «хочу воспеть свободу миру! » творческий процесс - это божественное откровение, а поэзия - область возвышенного чувства. поэзия должна стать проводником передовых людей в народные массы. восстань, пророк, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей". вслед за пушкиным тема поэта и поэзии развивается в лирике лермонтова. в стихотворении «пророк» осмысливается судьба поэта во враждебном ему обществе. с тех пор как вечный судья мне дал всеведенье пророка, в очах людей читаю я. страницы злобы и порока в душе поэта бушуют могучие силы, но им не суждено вырваться на поверхность. богатый внутренний мир не нужен людям, окружающим поэта: в меня все ближние мои бросали бешено каменья. в стихотворении «пророк» явно написанного как ответ, перекличка с «пророком» пушкина, видно, что в пустыне пророк живет в мире и гармонии со всем живым. когда же ему приходится «пробираться через шумный городок» , он терпит поношение и позор! смотрите ж, дети, на него: как он угрюм, и худ, и бледен! смотрите, как он наг и беден, как презирают все его! " судьба лирического героя в самом пессимистическом варианте: люди не воспринимают богоизбранничества пророка, хотя весь остальной мир - и птицы, и звезды, и звери - признают его и подчиняются ему. глубокое идейное содержание заключено в небольшом стихотворении «пророк» . в нем с потрясающей силой раскрывается трагедия поэта - пророка, обреченного строя, основанного на социальной неправде, нравственно развращенного. поэт - гражданин, поэт - пророк, в таком обществе, вызывает ненависть к себе, его забрасывают камнями изгоняют из городов в пустыню, его презирают. лишь на лоне природы поэт находит отдых и успокоение. люди же к его проповеди любви и правды относятся с озлоблением. но чем хуже и мрачнее жизнь на земле, тем больше поэзия лермонтова устремляется ввысь, к непознаваемому. высокое религиозное чувство озаряет ряд его стихотворений: есть сила благодатная в созвучье слов живых и дышит непонятная святая прелесть в них. в стихотворении «поэт» тема - общественное назначение поэта, в нем лермонтов ставит вопрос о том, какова должна быть деятельность поэта в современном ему обществе. решая этот вопрос он исходит из декабристских взглядов на поэта как на гражданина и борца за общественное благо. в стихотворении используется прием развернутого сравнения - сравнение поэта с кинжалом. когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, теперь кинжал превратился в игрушку золотую. с такой судьбой кинжала лермонтов сравнивает и судьбу поэта в современном ему обществе: бывало, мерный звук твоих могучих слов воспламенял бойца для битвы, он нужен был толпе, как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы. твой стих, как божий дух, носился над толпой и, отзыв мыслей благородных, звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных. таков был поэт во времена рылеева, раннего пушкина. он был великой силой, которая звала на борьбу.
«капитанская дочка» - многоплановое произведение. основной темой повести является тема пугачевского бунта. это восстание стало высшей точкой борьбы крестьян со своими угнетателями. в повести пушкин нарисовал яркую картину стихийного восстания. разнообразный состав народного движения автор показывает, вводя образы казаков яика, изувеченного башкирца, поволжских крестьян, местной голытьбы.
вторая тема – любовь разных поколений. в повести автор рассказывает о любви марьи ивановны и петра андреевича, василисы егоровны и ивана кузьмича. потеряв любимого мужа, василиса егорова также погибает от рук пугачева за то, что прилюдно оскорбила главаря «банды» . любовь в этом произведении позволяет не только жертвовать собой ради любимого, но она и жить ради того, кого любишь.
еще у повести есть много небольших сюжетных линий, но они второстепенные.
идея этого произведения – рассказать читателю о народном восстании с участием пугачева, о судьбах людей, в нем участвовавших, с точками зрения самого автора.