Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему? -Почему Тарас Бульба сказал об Андрии: «И этот добрый – враг бы не взял его! – вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка» . «Но не Остап»- подчеркнул Гоголь. Почему?
-Почему по-разному ведут себя братья? Вспомните, о чем думали братья, подъезжая к Сечи?
-Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит?
-Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою-Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою?
-А что можно сказать о словах Андрия : « А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец – не отец, брат - не брат, …и что я буду биться со всеми»
-Давайте обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами «Как вскинулся Андрий…» до слов «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!» Выпишите в тетрадь сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты:
-Как вы думаете, с какой целью автор подбирает именно такие обороты и эпитеты? Почему именно такой порядок выбирает автор?
Так, проблема рассказа «Смерть чиновника» заявлена в самом заголовке, представляющем сочетание противоположных понятий. Чиновник — это должностное лицо, в мундире, застегнутом на все пуговицы (это относится и к его чувствам); он как бы лишен живых движений души, и вдруг — смерть, хотя и печальное, но все-таки чисто человеческое свойство, что чиновнику, такое уж сложилось о нем представление, противопоказано. В рассказе Чехова один из участников событий оказывается мелким чиновником, другой — генералом. Фамилия чиновника — Червяков — говорит сама за себя, подчеркивая приниженность экзекутора Ивана Дмитриевича. Эта исходная ситуация порождает традиционный конфликт. Гаркнул генерал на маленького, беззащитного, зависимого человека — и убил его. У Чехова генерал действительно крикнул на чиновника, в результате чего: «В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер». В мировосприятии Червякова и заключается неожиданный, комический поворот традиционной темы и сюжетной схемы. Получается, что Червяков умирает вовсе не от испуга. Драма человека в том, что он не вынес попрания святых для него принципов, да еще не кем-нибудь, а сиятельным лицом, генералом. Этого вынести Червяков не смог. Так безобидный анекдот перерастает под пером Чехова в сатиру на господствующие нравы и обычаи.