Кокой новый тип героя появляется в литературе Второй мировой войны? Человек, который ощущает себя лишним на войне, потому что не понимает, за что ему бороться Человек, который отчаянно пытается вернуть утраченное безопасное Человек, который стремится отомстить фашистскому строю за все искалеченные жизни Человек, который осознал свой долг и место в едином антифашистском строю Констаны Галчиньский
“Матренин двор” — это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, — о жизни в социалистическом государстве. Этот рассказ, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и достоверен”, отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич.
Действие происходит в 1956 году, через три года после смерти тирана. Люди ещё не знают, как жить дальше: из “пыльной горячей пустыни” бесчисленных лагерей они попадают “просто в Россию”, чтобы навсегда затеряться где-нибудь в средней полосе — “без жары, с лиственным рокотом леса”. Ещё год назад, вернувшись из неволи, человек мог устроиться разве что носилки таскать. Даже электриком на порядочное строительство его бы не взяли. А теперь извольте — можете учительствовать. В отделе кадров, куда следовало обратиться по вопросу трудоустройства, “кадры уже не сидели за чёрной кожаной дверью, а за остеклённой перегородкой, как в аптеке”. Воздух был просто наэлектризован свободой. Подождёшь, пока объяснение всем твоим странностям найдут, каждую букву в документах “перещупают” , походят из комнаты в комнату, куда-то позвонят, — и ты трудоустроен.
1790 год, во Франции уже произошла буржуазная революция, была провозглашена республика. В это же году Радищев написал "Путешествие из Петербурга в Москву", в котором обличал помещиков-крепостников, беззаконие, бесправие народа, крепостничество и самодержавие. "Бунтовщик, хуже Пугачёва", - назвала его Екатерина II, обвинившая его в "рассеивании" французской заразы.
А в то время нелицеприятную правду никто не любил