Контрольная работа по литературе за I полугодие. 6 класс I вариант
1. Раскрыть лексическое значение литературоведческих терминов:
олицетворение -
эпитет -
2. Соотнесите автора и название произведения:
А.С.Пушкин «Левша»
Н.А.Некрасов «Три пальмы»
Н.С.Лесков «Железная дорога»
М.Ю.Лермонтов «Барышня-крестьянка»
3. По данным отрывкам определить героя произведения, само произведение и
его автора.
1) «И пали без жизни питомцы столетий! // Одежду их сорвали малые дети, //
Изрублены были тела их потом, // И медленно жгли их до утра огнём…»
ответ:
2) «…Одиноко / Он стоит, задумался глубоко, // И тихонько плачет он в пустыне.»
ответ:
3) «У второго мальчика, …, волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые,
скулы широкие лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова
огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее.»
ответ:
4. Назвать изобразительные средства, которые используются в данных
строчках :
А)нивы бесплодные сравнение
Б) звёзды…тепло и кротко в душу смотрят эпитет
В) их тощая зелень, как иглы ежа… олицетворение
5. Стихотворение «Три пальмы» по жанру является
А) поэма В) рассказ
Б) Г) притча
6. Назовите автора и произведение:
7. Факты чьей биографии представлены в отрывке:
Родился в семье офицера, воспитывался бабушкой. После домашнего образования началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения. Затем проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга. Начал служить в Гусарском полку, Царском селе. За произведение «Смерть поэта», был арестован, отправлен в ссылку. По пути на Кавказ на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» к годовщине сражения.
8. Кому посвящены первые строки стихотворения А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!...».
А) Дельвигу. Б) Кюхельбекеру. В) Пущину. Г) Лермонтову
9. Назовите стихотворный размер. Двусложный размер с ударением на первом слоге
А) дактиль; Б) хорей; В) ямб; Г) амфибрахий.
10. Определите вид изобразительно-выразительного средства: «Степью лазурною, цепью жемчужною…»
А) метафора; Б) эпитет; В) сравнение; Г) олицетворение.
11. Как называется сборник, куда вошел рассказ «Бежин луг», И.С. Тургенева?
А) «Записки путешественника» Б) «Записки рыбака»
В) «Записки охотника» Г) «Записки Тургенева»
12.Действие в рассказе происходит
А) утром В) вечером
Б) днём Г) ночью
13. Кто из ребят поехал в ночное ради забавы?
А) Павлуша В) Федя
Б) Илюша Г) Костя
14. Кто из ребят особенно понравился автору?
А) Илюша В) Костя
Б) Павлуша Г) Ваня
15. Что заставило Дубровского отказаться от мести Троекурову?
А) страх перед Троекуровом.
Б) уважение к богатому соседу.
В) любовь к Марье Кирилловне.
Г) Троекуров попросил прощение.
16. Определите жанр произведения:
А) И.А. Крылов «Осёл и Соловей»;
Б) А.С. Пушкин «Дубровский»;
В) А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка»;
Г) М.Ю. Лермонтов «Утёс».
17. Определите стихотворный размер:
А) Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром…
Б) На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…
18. Кто автор стихотворения «Учись у них- у дуба, у берёзы…» ?
А) А.С.Пушкин В) А.А.Фет
Б) Ф.И.Тютчев Г) Н.А.Некрасов
19. В каком стихотворении Ф.Тютчева судьба человека сравнивается с судьбой птицы?
А) С поляны коршун поднялся
Б) Листья
В) Неохотно и несмело
20. В каком городе родился А.П. Чехов?
А) Тула Б) Таруса В) Таганрог Г) Тюмень.
21. Кем по образованию был Антон Павлович Чехов?
А) врач Б) юрист В) учитель Г) дипломат
22. Назовите один из псевдонимов Чехова, которым он подписывал свои рассказы.
23. В рассказе «Толстый и тонкий» А.П.Чехов высмеивает:
А. Человеческую глупость
Б. Не постоять за себя
В. Необразованность, неумение грамотно говорить
Г. Чинопочитание, при
24. Назовите автора и произведение, из которого приведён отрывок:
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
Андрей Болконский в войне 1812 года
Андрей разлучается с семьей, отправляясь на войну 1812 года. Его поступок показывает нам, что если на родной земле случилась беда, совсем неважно твое происхождение – на защиту Родины встают все. Болконский готов боронить родной край во что бы то ни стало.
Андрей хотел славы, но в один миг он понял, что для него это теперь совсем неважно, как, впрочем, и прежние представления о жизни. Теперь герой осознает, что смысл жизни человека заключается не в славе, а в любви и теплоте человеческих сердец, единстве народа. Война закаляет Андрея, делает его новым человеком.