В стихотворении «Утес» маленькая светлая тучка на короткое время скрашивает одиночество огромного утеса: • Ночевала тучка золотая • На груди утеса-великана… Но любознательной тучке хочется чего-то нового и неизвестного, она не может спокойно усидеть на одном месте и поэтому • Утром в путь она умчалась рано. • По лазури весело играя… Былая гармония нарушена, утес не может забыть того замечательного времени, когда ему так хорошо было вместе с тучкой: • Но остался влажный след в морщине Старого утеса… До боли грустно утесу, не хватает ему ночного короткого общения с тучкой, еще печальнее ему представляется его одинокое существование: • …Одиноко Он стоит, задумался глубоко, • И тихонько плачет он в пустыне. Лирическому герою Лермонтова мучительно горько осознавать свое одиночество, он мечтает о трудно достижимой душевной гармонии. Казалось бы, он все для этого сделал, но он думает и пытается понять, где были совершены ошибки. Лирический герой - это сам поэт, также ищущий смысл жизни и духовное единство с окружающим миром. Автор чувствует себя одиноким в окружающем мире: утес стоит «одиноко» , «тихонько плачет» . Утес в огромном безграничном море чувствует себя словно «в пустыне» - так Лермонтов воплощает в своем стихотворении чувство заточенности, которое он испытывает при мысли о гнете, царящем в стране. Но Лермонтов не обреченно и безысходно переносит заточение, у поэта чувствуется ненасытная жажда борьбы и страстный порыв к свободе: тучка «в путь… умчалась рано» , «по лазури весело играя» . Лирический герой Лермонтова, как и сам поэт, не бездеятелен, он все-таки стремится к обретению душевной гармонии. Пусть это нелегко, дорога дальняя и трудная, но герой не отчаивается.
Или так На первый взгляд может показаться, что обозначенные стихотворения относятся к так называемой пейзажной лирике и описывают лишь картины природы. В этом, несомненно, есть доля правды. Но лишь ее доля. Ни в коем случае нельзя забывать, что лирика - это всегда выражение мыслей и чувств автора, и речь в любом стихотворении всегда идет о человеке, о его чувствах, его бедах, мыслях, переживаниях. И утес - это не бездушная скала, которой прихотливое воображение поэта придало мыслить и лить слезы, это - метафорическое изображение одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог. И сосна - метафора одинокого человека в холодном, враждебном мире, а утешение ему могут принести лишь сонное забытье и мечты. И «тучки небесные» - все это о человеке!. . То, почему нам оказываются так близки, так понятны образы, созданные поэтом, очень хорошо выразил В. Г. Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем - о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству» .
Эти слова, несомненно, относятся и к М. Ю. Лермонтову. Но того, о чем сказал критик, каждый поэт достигает своими средствами. Особенности лирики Лермонтова в ее глубокой эмоциональности, психологизме, умении поэта глубоко анализировать чувства, найти меткие и точные слова, выражающие самые тонкие человеческие переживания, в простоте, задушевности, музыкальности его речи. Основная мысль стихотворения «На севере диком… » - это тоска человека, вызванная одиночеством. Первая картина стихотворения - сосна, стоящая на голой вершине. Слово «одиноко» выделено тем, что стоит в конце строфы, на него падает смысловое ударение, с этой же целью выделения в предложении допущена инверсия - носитель состояния называется после того, как названо само состояние. Мотив одиночества, сна, заторможенности чувств, вынужденного отшельничества усиливается сравнением снежного одеяния сосны с ризой. Вторая картина - прекрасная пальма, снящаяся сосне. Она также одинока, несмотря на то что растет не в холодной, заснеженной стране, а «в том крае, где солнца восход»
• Ночевала тучка золотая
• На груди утеса-великана…
Но любознательной тучке хочется чего-то нового и неизвестного, она не может спокойно усидеть на одном месте и поэтому
• Утром в путь она умчалась рано.
• По лазури весело играя…
Былая гармония нарушена, утес не может забыть того замечательного времени, когда ему так хорошо было вместе с тучкой:
• Но остался влажный след в морщине Старого утеса…
До боли грустно утесу, не хватает ему ночного короткого общения с тучкой, еще печальнее ему представляется его одинокое существование:
• …Одиноко Он стоит, задумался глубоко,
• И тихонько плачет он в пустыне.
Лирическому герою Лермонтова мучительно горько осознавать свое одиночество, он мечтает о трудно достижимой душевной гармонии. Казалось бы, он все для этого сделал, но он думает и пытается понять, где были совершены ошибки. Лирический герой - это сам поэт, также ищущий смысл жизни и духовное единство с окружающим миром.
Автор чувствует себя одиноким в окружающем мире: утес стоит «одиноко» , «тихонько плачет» . Утес в огромном безграничном море чувствует себя словно «в пустыне» - так Лермонтов воплощает в своем стихотворении чувство заточенности, которое он испытывает при мысли о гнете, царящем в стране. Но Лермонтов не обреченно и безысходно переносит заточение, у поэта чувствуется ненасытная жажда борьбы и страстный порыв к свободе: тучка «в путь… умчалась рано» , «по лазури весело играя» .
Лирический герой Лермонтова, как и сам поэт, не бездеятелен, он все-таки стремится к обретению душевной гармонии. Пусть это нелегко, дорога дальняя и трудная, но герой не отчаивается.
Или так На первый взгляд может показаться, что обозначенные стихотворения относятся к так называемой пейзажной лирике и описывают лишь картины природы. В этом, несомненно, есть доля правды. Но лишь ее доля. Ни в коем случае нельзя забывать, что лирика - это всегда выражение мыслей и чувств автора, и речь в любом стихотворении всегда идет о человеке, о его чувствах, его бедах, мыслях, переживаниях. И утес - это не бездушная скала, которой прихотливое воображение поэта придало мыслить и лить слезы, это - метафорическое изображение одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог. И сосна - метафора одинокого человека в холодном, враждебном мире, а утешение ему могут принести лишь сонное забытье и мечты. И «тучки небесные» - все это о человеке!. . То, почему нам оказываются так близки, так понятны образы, созданные поэтом, очень хорошо выразил В. Г. Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем - о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству» .
Эти слова, несомненно, относятся и к М. Ю. Лермонтову. Но того, о чем сказал критик, каждый поэт достигает своими средствами. Особенности лирики Лермонтова в ее глубокой эмоциональности, психологизме, умении поэта глубоко анализировать чувства, найти меткие и точные слова, выражающие самые тонкие человеческие переживания, в простоте, задушевности, музыкальности его речи. Основная мысль стихотворения «На севере диком… » - это тоска человека, вызванная одиночеством. Первая картина стихотворения - сосна, стоящая на голой вершине. Слово «одиноко» выделено тем, что стоит в конце строфы, на него падает смысловое ударение, с этой же целью выделения в предложении допущена инверсия - носитель состояния называется после того, как названо само состояние. Мотив одиночества, сна, заторможенности чувств, вынужденного отшельничества усиливается сравнением снежного одеяния сосны с ризой. Вторая картина - прекрасная пальма, снящаяся сосне. Она также одинока, несмотря на то что растет не в холодной, заснеженной стране, а «в том крае, где солнца восход»