Житков борис степанович (1876—) — автор многочисленных книг для детей. инженер-судостроитель по профессии, много видал и испытал, был штурманом парусного судна, рыбаком и т. п. лит-ую деятельность начал в 1923 сборником рассказов «злое море», сотрудничал также в журнале «воробей», впоследствии «новый робинзон», в сборниках «советские », в настоящее время работает в журнале «еж». ж. далек от дидактизма и подходит к ребенку-читателю, как к равному. беллетристические произведения его можно разделить на три группы. первая — «злое море» и «ураган» — характеризуется психологической разработкой персонажей и интересом к технике: подводная лодка, дирижабль, парусник и т. п. своеобразное построение — переброска действия с одного места на другое, малая фабульность, отсутствие главного героя, обилие описаний, лит-ый, полный намеков и недомолвок язык — вот характерные черты произведений этой группы. в произведениях второй группы — «про слона», «голый король» — ж. больше ориентируется на детского читателя в смысле выбора определенных приемов — развертывание фабулы, наличие главного героя, построение , служащими для выявления характерных особенностей героя, конкретизация материала и разговорный язык. произведения третьей группы — «дяденька», «джарылгач», «мятель» — характеризуются возвратом к психологической разработке главного героя, данного в бытовом и производственном окружении, быстрым развертыванием фабулы, концентрированностью действия и языком, оставляющим впечатление записи подлинной детской речи. тяга автора к изображению быта усиливается («удав», «мятель» и ж. работает также над созданием технической и производственной книжки, широко применяя принцип конкретизации и наглядности материала («паровозы», «про эту книгу», «река в », «черные паруса» и концентрируя материал вокруг конкретного факта и вскрывая ряд процессов в их последовательной связи, ж. в книгах этого типа умеет использовать достижения техники. рассказывая, он вместе с тем показывает, графически подтверждает и дополняет сообщение рисунками, фотографиями, схемами, чертежами, таблицами. педагогическое значение ж. — в его тематике, отвечающей индустриально-производственным запросам современных детей, а также в том, что его герои, за немногими исключениями, являются представителями пролетарской среды. его произведения разнообразный материал для бесед, кружковой проработки, для переключения читательского интереса от приключений к темам технического и психологического порядка и развития трудовых навыков.
Лев толстой – великий писатель и мыслитель, почетный член императорской ан и академик изящной словесности. толстой почитаем и широко известен во всем мире как величайший просветитель, публицист и религиозный мыслитель. его идеи способствовали появлению нового религиозного течения, под названием «толстовство». его перу принадлежат такие произведения мировой классики, как «война и мир», «анна каренина», «хаджи-мурат». некоторые из его работ неоднократно экранизировались как в россии, так и за её пределами.лев николаевич родился 9 сентября 1828 года в ясной поляне тульской губернии, в богатой дворянской семье. обучался в казанском университете, который позже оставил. в возрасте 23 лет отправился на войну на кавказ, где принялся за написание трилогии: «детство», «отрочество», «юность». далее участвовал в крымской войне, после окончания которой вернулся в петербург. здесь он опубликовал в журнале «современник» свои «севастопольские рассказы». в период с 1853 по 1863 год толстой писал повесть «казаки», но вынужден был прервать работу, чтобы вернуться в ясную поляну и открыть там школу для сельских детей. он сумел создать свою собственную методику преподавания.свое самое значимое произведение, «война и мир», толстой писал с 1863 по 1869 год. следующее, не менее гениальное произведение «анна каренина», автор писал с 1873 по 1877 год. в это же время происходило формирование его философских взглядов на жизнь, которые позже были названы «толстовством». суть этих взглядов просматривается в «исповеди», в «крейцеровой сонате» и некоторых других произведениях. толстому красная поляна стала своего рода местом поклонения. люди со всей россии приезжали послушать его, как духовного наставника. в 1901 году всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви. в октябре 1910 года толстой тайком покинул дом и уехал на поезде. по дороге он резко заболел и был вынужден сойти в астапово, где в доме начальника станции и. и. озолина провел семь последних дней своей жизни. умер великий писатель 20 ноября в возрасте 82 лет и был похоронен в лесу в ясной поляне на краю оврага, где в детстве играл с братом.