Мы помним, что Гагин пришел к господину Н. с рассказом о любви Аси. Он поставил герою ультиматум: или он женится на Асе, или они уезжают. Чуть позже герой встречается с самой Асей. Она признается господину Н. в своем чувстве, но герой предает и девушку, и свою любовь. Предрассудки и боязнь мнения общества и мнения Гагина заставляют его оттолкнуть Асю, которая готова была пойти за господином Н. на край света. Позже герой жалеет о своем предательстве и желает все исправить, но свой шанс он упустил. Об этом ему скажет Ася в прощальной записке. Таким образом, на мой взгляд, господин Н. не выдержал испытания любовью. Он потерял любовь Аси только по своей вине. Это мы понимаем, читая сцену свидания господина Н. с Асей. Здесь герой предстает перед нами еще не доросшим до глубокой и серьезной Любви. В отличие от Аси, господин Н. боится трудностей, поэтому идет по самому легкому пути, который, однако, не приносит ему счастья. Герой отказывается от новых сильных, высоких чувств, от напряженных духовных переживаний. Образ жизни светского бездельника приучил господина Н. к мимолетным увлечениям, к поверхностным переживаниям, к легкомысленному отношению к жизни и чувствам. Поэтому, при первом серьезном испытании, когда от героя потребовался выбор, он отступает. Господин Н. предстает перед нами не к самостоятельным решениям и жизненным переменам. Особенно ярко эта нерешительность и слабость видна на фоне Аси, одной из идеальных «тургеневских девушек». Она готова к самому высшему проявлению любви – самопожертвованию.
Роман «Отцы и дети», легкий в чтении, но невероятно сложный своими коллизиями и необходимостью для читателя проанализировав прочитанное и свой жизненный опыт делать свои выводы о жизни, семье и будущем – на мой взгляд один из самых реалистичных, правдивых историй. Тургенев, одним из первых уловил, что новые либерально-разночинские веяния, ставя себе целью улучшить общественный уклад, наделяя правами и значимостью всех, на самом деле приведут не только к разложению привычного общественного уклада, но и лишат это общество будущего. Он, в душе все еще приверженец «старой» патриархальной семьи, говорит о ценностях семьи, как о любви и поэзии. Конечно, поэзии в широком смысле слова – романтизм, чувственность, иррациональность отношений. Однако, либерал Тургенев, готовящий своей деятельностью самореализацию разночинцев, вкладывает в уста Базарова – отрицание любви и романтизма в пользу рациональности. Похоже, что Тургенев не осознает, что именно они, либералы, крестные отцы Базаровых. Изменения, которых они жаждут, реализуемы только через разрушение базовой ячейки общества- семьи. Патриархальные семьи Кирсановых, Базаровых, с их трепетным отношением к друг другу, взаимной любовью членов семьи описаны Тургеневым даже с некоторой нежностью. Он показывает, как родители Базарова, чета Кирсановых готовы защищать своих чад от любого общества. Иное дело – Базаров. Нежно любя родителей (единственное его завещание перед смертью – забота о родителях) он делает все, что бы эти ненужные отношения в будущем не мешали развитию общества. Неправы те, кто о Базарове говорит как о «лишнем человеке». Лишним он станет только тогда, когда он, передовой отряд либералов выполнит свою задачу – разрушит привычный семейный уклад. В этом его трагедия, чем успешнее он выполнит свою работу, тем ненужнее станет. И, похоже, он понимает это, - он всегда говорит с людьми так, как будто ему безразлично, поймут и примут его слова или нет. Вот это безразличие порождает трагическую двойственность сознания, которое ярко показано в истории любви Базарова к Одинцовой. Он, ратующий за отмену любви и поэзии, влюбляется. Его бес показывает, что он не может или не хочет выполнить свою разрушительную миссию. Разрешения этой проблемы не видит и автор, он просто убивает своего героя. Разрубив гордиев узел, он переносит решение вопроса в будущее, уверенный в том, что появятся новые Базаровы, которые довершат его дело. И в этом Тургенев оказался провидцем. Сейчас можно отчетливо увидеть, что разрушение патриархальной, амбивалентной, где-то даже ленивой, общественно безразличной семьи привело не к возникновению новой семьи, а к его вырождению. Трагедия самого Тургенева в том, что начав роман на стороне «отцов», к концу повествования переходит на сторону «сыновей». Как сказал Герцен в письме к Тургеневу «Ты хотел выпороть сыновей, а выпорол отцов». То есть, свои терзания по поводу выбора между душой и разумом, между рационализмом и романтикой старой семьи Тургенев решает в пользу рационализма. И это делает человек, чья любовь к Полине Виардо навечно вошло в историю как высокая чувственность и образец для подражания. Именно поэтому, при всей реалистичности романа, Тургеневские мысли в этом произведении мне не внушают веры в их истинность. Итак, по мнению Тургенева в начале романа укрепляют семью такие нравственные ценности, как любовь и поэзия. А потом, в ходе повествования пытается доказать, что он в будущем обществе не нужны. И то, что Тургенев не отождествляет себя с Базаровым, ничего не меняет. В итоге, он все равно на его стороне. Просто хочет, что бы эту грязную работу выполнил не он сам.
Господин Н. предстает перед нами не к самостоятельным решениям и жизненным переменам. Особенно ярко эта нерешительность и слабость видна на фоне Аси, одной из идеальных «тургеневских девушек». Она готова к самому высшему проявлению любви – самопожертвованию.
Роман «Отцы и дети», легкий в чтении, но невероятно сложный своими коллизиями и необходимостью для читателя проанализировав прочитанное и свой жизненный опыт делать свои выводы о жизни, семье и будущем – на мой взгляд один из самых реалистичных, правдивых историй. Тургенев, одним из первых уловил, что новые либерально-разночинские веяния, ставя себе целью улучшить общественный уклад, наделяя правами и значимостью всех, на самом деле приведут не только к разложению привычного общественного уклада, но и лишат это общество будущего. Он, в душе все еще приверженец «старой» патриархальной семьи, говорит о ценностях семьи, как о любви и поэзии. Конечно, поэзии в широком смысле слова – романтизм, чувственность, иррациональность отношений. Однако, либерал Тургенев, готовящий своей деятельностью самореализацию разночинцев, вкладывает в уста Базарова – отрицание любви и романтизма в пользу рациональности. Похоже, что Тургенев не осознает, что именно они, либералы, крестные отцы Базаровых. Изменения, которых они жаждут, реализуемы только через разрушение базовой ячейки общества- семьи. Патриархальные семьи Кирсановых, Базаровых, с их трепетным отношением к друг другу, взаимной любовью членов семьи описаны Тургеневым даже с некоторой нежностью. Он показывает, как родители Базарова, чета Кирсановых готовы защищать своих чад от любого общества. Иное дело – Базаров. Нежно любя родителей (единственное его завещание перед смертью – забота о родителях) он делает все, что бы эти ненужные отношения в будущем не мешали развитию общества. Неправы те, кто о Базарове говорит как о «лишнем человеке». Лишним он станет только тогда, когда он, передовой отряд либералов выполнит свою задачу – разрушит привычный семейный уклад. В этом его трагедия, чем успешнее он выполнит свою работу, тем ненужнее станет. И, похоже, он понимает это, - он всегда говорит с людьми так, как будто ему безразлично, поймут и примут его слова или нет. Вот это безразличие порождает трагическую двойственность сознания, которое ярко показано в истории любви Базарова к Одинцовой. Он, ратующий за отмену любви и поэзии, влюбляется. Его бес показывает, что он не может или не хочет выполнить свою разрушительную миссию. Разрешения этой проблемы не видит и автор, он просто убивает своего героя. Разрубив гордиев узел, он переносит решение вопроса в будущее, уверенный в том, что появятся новые Базаровы, которые довершат его дело. И в этом Тургенев оказался провидцем. Сейчас можно отчетливо увидеть, что разрушение патриархальной, амбивалентной, где-то даже ленивой, общественно безразличной семьи привело не к возникновению новой семьи, а к его вырождению. Трагедия самого Тургенева в том, что начав роман на стороне «отцов», к концу повествования переходит на сторону «сыновей». Как сказал Герцен в письме к Тургеневу «Ты хотел выпороть сыновей, а выпорол отцов». То есть, свои терзания по поводу выбора между душой и разумом, между рационализмом и романтикой старой семьи Тургенев решает в пользу рационализма. И это делает человек, чья любовь к Полине Виардо навечно вошло в историю как высокая чувственность и образец для подражания. Именно поэтому, при всей реалистичности романа, Тургеневские мысли в этом произведении мне не внушают веры в их истинность. Итак, по мнению Тургенева в начале романа укрепляют семью такие нравственные ценности, как любовь и поэзия. А потом, в ходе повествования пытается доказать, что он в будущем обществе не нужны. И то, что Тургенев не отождествляет себя с Базаровым, ничего не меняет. В итоге, он все равно на его стороне. Просто хочет, что бы эту грязную работу выполнил не он сам.