«Утес» - последнее "прости " Лермонтова читателям, написанное незадолго до гибели в 1841 году. Перед нами - описание природы ( пейзаж), в котором есть глубокий смысл.
Тема – одиночество личности в живом мире. Прием - олицетворение ( приписывание свойств человека неодушевленным предметам. Фразы разорваны по строфам. Выделяются слова ОДИНОКО и ПУСТЫНЯ. Сие подчеркивает основную мысль лирической миниатюры. Страдания человека описываются через образ утеса и тучки . Они не похожи друг на друга. Тучка - женского рода, утес - мужского, тучка ИГРАЕТ , а у утеса - капают слезы ( антитеза). Олицетворения также контрастируют ( противоположны ) : туча мчится, а утес стоит, думает, переживает. Тучка весела , беззаботна, утес - серьезен, непоколебим. Они психологически разные типы. Даже строфы передают разное настроения : поэт наблюдает с хорошим настроением за тучкой, а вот утес для него - место для раздумий. Некоторые ученые считают, что в " Утесе " говорится о различии в восприятии мира мужчины и женщины ( мужчина - серьезный немолодой человек, женщина - легкокрылая красавица, которая оставляет в его душе лишь грусть). Иные исследователи думат , что стих о противостоянии высокого духовного и приземленного материального и о вечном поиске гармонии между ними. Туча - странница - это невесомое, стихийное начало, абсолютно бестелесное, а потому страдающее.. Утес же - уверен в себе, крепко уцепился за землю и эфирному существу обрести уголок. Счастье же обретается в единстве... Стихотворный размер - хорей ( пятистопный). , стопа двусложная, ударение в ней на 1 слоге, рифмовка опоясывающая. Художественные средства на первом месте - олицетворения : утес плачет, задумался, стоит ( как человек), тучка ночевала и умчалась ( как живая), эпитеты ( красочные постоянные прилагательные ) - тучка ЗОЛОТАЯ, утес СТАРЫЙ, метафоры - утес -ВЕЛИКАН, по лазури), аллитерация ( " р, л, в "), перифраз - слеза - влажный след, "плавный, тягучий " ассонанс ( чередование о- а). Миниатюра - о душе лирика. Она зовет к гармонии, учит жить спокойно, ровно, раскрывая перед миром лучшие свои человеческие качества.
Особое изображение фантастики в юмористическом плане дано Гоголем в «Пропавшей грамоте» . В этой повести автор ярко воссоздает живые черты быта и реальности в фантастическом отображении. Дед с зашитою в шапку грамотой пошёл приискать себе огнива и табаку, да познакомился с гулякой-запорожцем, и такая меж них «попойка завелась» , что дед вскоре позабыл о деле своём. Прискучив вскоре ярмаркой, отправились они далее вместе с приставшим к ним ещё одним гулякою. «Герой повести - человек смелый, казацкого размаха - попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ. Все описывает Гоголь и нашу душу жалкую и смелость в отчаянии.
Перед нами - описание природы ( пейзаж), в котором есть глубокий смысл.
Тема – одиночество личности в живом мире. Прием - олицетворение ( приписывание свойств человека неодушевленным предметам. Фразы разорваны по строфам. Выделяются слова ОДИНОКО и ПУСТЫНЯ. Сие подчеркивает основную мысль лирической миниатюры.
Страдания человека описываются через образ утеса и тучки . Они не похожи друг на друга. Тучка - женского рода, утес - мужского, тучка ИГРАЕТ , а у утеса - капают слезы ( антитеза).
Олицетворения также контрастируют ( противоположны ) : туча мчится, а утес стоит, думает, переживает. Тучка весела , беззаботна, утес - серьезен, непоколебим. Они психологически разные типы.
Даже строфы передают разное настроения : поэт наблюдает с хорошим настроением за тучкой, а вот утес для него - место для раздумий.
Некоторые ученые считают, что в " Утесе " говорится о различии в восприятии мира мужчины и женщины ( мужчина - серьезный немолодой человек, женщина - легкокрылая красавица, которая оставляет в его душе лишь грусть).
Иные исследователи думат , что стих о противостоянии высокого духовного и приземленного материального и о вечном поиске гармонии между ними. Туча - странница - это невесомое, стихийное начало, абсолютно бестелесное, а потому страдающее.. Утес же - уверен в себе, крепко уцепился за землю и эфирному существу обрести уголок. Счастье же обретается в единстве...
Стихотворный размер - хорей ( пятистопный). , стопа двусложная, ударение в ней на 1 слоге, рифмовка опоясывающая.
Художественные средства на первом месте - олицетворения : утес плачет, задумался, стоит ( как человек), тучка ночевала и умчалась ( как живая), эпитеты ( красочные постоянные прилагательные ) - тучка ЗОЛОТАЯ, утес СТАРЫЙ, метафоры - утес -ВЕЛИКАН, по лазури), аллитерация ( " р, л, в "), перифраз - слеза - влажный след, "плавный, тягучий " ассонанс ( чередование о- а).
Миниатюра - о душе лирика. Она зовет к гармонии, учит жить спокойно, ровно, раскрывая перед миром лучшие свои человеческие качества.
«Герой повести - человек смелый, казацкого размаха - попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ. Все описывает Гоголь и нашу душу жалкую и смелость в отчаянии.