в романе а.с. пушкина «евгений онегин» выведен женский идеал автора. его выразителем является татьяна ларина, чьим жизненным кредо можно считать слова «но я другому отдана, я буду век ему верна». в этой фразе, на мой взгляд, отражена вся натура героини – чистая, глубоко нравственная, ставящая долг выше своих эмоций, страстей. впервые мы встречаемся с татьяной во второй главе романа. автор знакомит нас со старшею сестрой ольги лариной. татьяна, по его собственному признанию, гораздо более ему симпатична, чем ее младшая сестра. с самых первых строк автор подчеркивает (используя прием отрицания), что его любимая героиня не вписывается в общепринятые каноны красоты. она наделена просторечным именем («с ним, я знаю, неразлучно воспоминанье старины иль девичьей»). кроме того, она столь ярка и красива, как ольга. наоборот, татьяна «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива…» с самого детства героиня отличалась от остальных девочек – она не признавала их игр и занятий, ее не интересовали обычные «девчоночьи глупости»: куклы, моды, . татьяну привлекали необычные вещи: страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей. она предпочитала уединение, общение с природой и самой собой: «она любила на зари восход…» автор подчеркивает, что его героиня близка к природе и естественному – деревенскому - ходу вещей, укладу жизни. вся она воплощение гармонии и непосредственности. возможно, именно поэтому татьяна чувствовала себя чужой в родной семье – «она ласкаться не умела к отцу, ни к матери своей…» она росла и взрослела «сама в себе», под влиянием собственных мыслей и книг, которые ей заменяли беседы с близкими и друзей. что же читала эта героиня? в основном, это были французские любовные романы. там татьяна находила все – романтическую любовь, героя, которым можно увлечься, бурную и необычную жизнь, отличающуюся от столь чужого ей быта.
Одна из поэм м. ю. лермонтова, тематика которой тесно связана с его кавказским циклом, — поэма «мцыри» . это поэма романтическая, с идеальным героем, отличающимся гиперболичностью переживаний. в центре сюжета — судьба пленного мальчика, черкеса, попавшего в грузинский монастырь. события эти были связаны с путешествием лермонтова по военно-грузинской дороге, о чем писал еще п. а. висковатов. в мцхете поэт встретил одинокого монаха и узнал от него, что тот еще ребенком был взят в плен генералом ермоловым. генерал вез его с собой, но мальчик заболел, и его пришлось оставить в монастыре. ребенок долго не мог привыкнуть к своей новой жизни, тосковал, пытался убежать в горы, в результате тяжело заболел. выздоровев, он успокоился и остался в монастыре. рассказ этот произвел большое впечатление на лермонтова. кроме того, воображение поэта поразила и старинная грузинская песня о схватке юноши с тигром, где были такие строки: тигр и юноша сцепились средь полночной темноты, камни в пропасть покатились, обломалися кусты. все эти впечатления и нашли свое отражение в романтической поэме. мцыри наделен у поэта характерными чертами романтического героя: он бесконечно одинок в чуждом ему мире, наделен гордостью, сильной волей, мужественностью, огненно-мятежной душой, страстной жаждой жизни, свободы и борьбы. «это любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии тени его собственной личности» , — писал в. г. белинский. поэма построена в форме монолога-исповеди героя о трех днях, проведенных на воле. монастырь для мцыри — это символ тюрьмы, неволи. он тоскует по своей родине, где «люди вольны, как орлы» , по родному аулу, по своей семье, по отчему дому. поэтому он бежит из монастыря, где он жил с детства. три дня он скитается, пытаясь отыскать дорогу домой, но все усилия его бесполезны. заблудившись, мцыри вновь оказывается возле монастыря. силы героя уже на исходе, в финале поэмы он изображен умирающим. его находят монахи, и он вновь оказывается в монастыре. таким образом, поэма вместила в себя всего четыре дня из жизни мцыри, но они были самыми яркими и запоминающимися в его судьбе: ты хочешь знать, что делал я на воле? жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости моей. первое чувство, испытанное мцыри на воле, — восхищение красотой и величием природы. он видит «пышные поля» , «холмы, покрытые венцом дерев» , «горные хребты, причудливые, как мечты» , «снега, горящие, как алмаз» . картины природы вызывают в памяти образ родного дома: герой вспоминает «в тени рассыпанный аул» , «свет лунных вечеров» , «вечерний гул домой бегущих табунов» , «смуглых стариков» , отца «в одежде боевой» и молодых своих сестер. поэт замечает, что цель побега мцыри — не только возвращение домой, но желание видеть «божий мир» , желание «узнать, прекрасна ли земля» , «д ля воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы» . это свободомыслие героя, его стремление проникнуть в тайны природы, обрести смысл жизни звучит в горячем, вдохновенном признании: …о! я как брат обняться с бурей был бы рад! глазами тучи я следил, рукою молнию ловил… скажи мне, что средь этих стен могли бы дать вы мне взамен той дружбы краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой? . «…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натурау этого мцыри! » , — писал в. г. белинский, восхищенный этими строчками. в своих скитаниях герой слышит крик шакала, видит змею, скользившую меж камней, но он не испытывает страха: «как зверь» , он «чужд людей» и близок к природе. природа в рассказе мцыри словно оживает: «дохнули сонные цветы» , «туманный лес заговорил» , ему «внятен» шум потока, шепот кустов. не слышит он лишь «человека гордый глас» .
в романе а.с. пушкина «евгений онегин» выведен женский идеал автора. его выразителем является татьяна ларина, чьим жизненным кредо можно считать слова «но я другому отдана, я буду век ему верна». в этой фразе, на мой взгляд, отражена вся натура героини – чистая, глубоко нравственная, ставящая долг выше своих эмоций, страстей. впервые мы встречаемся с татьяной во второй главе романа. автор знакомит нас со старшею сестрой ольги лариной. татьяна, по его собственному признанию, гораздо более ему симпатична, чем ее младшая сестра. с самых первых строк автор подчеркивает (используя прием отрицания), что его любимая героиня не вписывается в общепринятые каноны красоты. она наделена просторечным именем («с ним, я знаю, неразлучно воспоминанье старины иль девичьей»). кроме того, она столь ярка и красива, как ольга. наоборот, татьяна «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива…» с самого детства героиня отличалась от остальных девочек – она не признавала их игр и занятий, ее не интересовали обычные «девчоночьи глупости»: куклы, моды, . татьяну привлекали необычные вещи: страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей. она предпочитала уединение, общение с природой и самой собой: «она любила на зари восход…» автор подчеркивает, что его героиня близка к природе и естественному – деревенскому - ходу вещей, укладу жизни. вся она воплощение гармонии и непосредственности. возможно, именно поэтому татьяна чувствовала себя чужой в родной семье – «она ласкаться не умела к отцу, ни к матери своей…» она росла и взрослела «сама в себе», под влиянием собственных мыслей и книг, которые ей заменяли беседы с близкими и друзей. что же читала эта героиня? в основном, это были французские любовные романы. там татьяна находила все – романтическую любовь, героя, которым можно увлечься, бурную и необычную жизнь, отличающуюся от столь чужого ей быта.