О творчестве Максима Горького много и часто писали критики и литературоведы. Уже в 1898 году критик Николай Константинович Михайловский написал статью «О М. Горьком и его героях», в которой анализировал ранние рассказы Горького, написанные им в 1892—1898 годах. Он пишет о том, что писатель раскрывает в своем творчестве мир босяков и показывает два устоя босяцкой жизни: свободолюбие и порочность. По мнению исследователя, герои Горького слишком много философствуют. Я считаю, что с этим утверждением трудно согласиться. Ранняя проза Максима Горького пронизана духом романтизма, вся соткана из глубочайших эмоциональных переживаний, высоких человеческих устремлений.
В своем рассказе «Макар Чудра» Горький пересказал легенду, услышанную во время путешествий по средней и южной России. Эта легенда соотнесена с размышлениями Макара о жизни человека. Главным в жизни для старого цыгана является свобода. В подтверждение этого, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре. Красота Радды не поддается описанию простыми словами. «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает?» У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце... Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!»
Герои горячо любили друг друга, но важнее этой любви для обоих была собственная свобода. «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала?» — говорит Радда. Когда Радда требует от Лойко поклониться ей в ноги, тот отказывается и убивает ее, а она, умирая, благодарит за то, что он не подчинился ей и остался достойным ее любви. Автор высказывает мысль о том, что свобода и счастье несовместимы, если один человек должен покориться другому. Герои не показаны как борцы за свободу других людей. В основе рассказа лежит иная идея: прежде, чем бороться за других, человек должен обрести внутреннюю свободу. При этом у Лойко Зобара были задатки народного-героя, готового к самопожертвованию во имя другого человека: «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было».
Горький сталкивает две стихии — любовь и свободу. Любовь — союз равных, сущность любви — свобода. Но жизнь зачастую доказывает обратное — в любви один человек подчиняется другому. Поцеловав руку Радды, Лойко убивает ее. И автор, понимая, что у Зобара просто не было иного выхода, в то же время не оправдывает это убийство, карая Лойко рукой отца Радды. Радда же не зря умирает со словами: «Я знала, что ты так сделаешь!» Она тоже не смогла бы жить с Зобаром, унизившимся перед ней, потерявшим себя. Радда умирает счастливой — ее возлюбленный не разочаровал ее.
Удивительную историю поведал нам А. П. Платонов в рассказе «Юшка». Удивительна она судьбой главного героя Ефима Дмитриевича, которого весь народ называл Юшкой. Главной целью его жизни было любить людей, дарить окружающим радость, тепло, добро. Народ не понимал и не принимал Юшку, этот человек для него был слишком странен, непонятен, необычен, а потому вызывал глухое раздражение. Юшка был некрасивым: «мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Двадцать пять лет проработал он на кузне, но никогда не тратил свое жалованье на еду и одежду. В городишке Юшка был знаменитым, но не благодаря своей запоминающейся внешности или успехам в работе. Знаменитым Юшку делал необычайно кроткий нрав. Поэтому его обижали все, от мала до велика. Когда Юшка тихо брел по улице, дети бросали свои игры с одной-единственной целью — поизмываться над незлобивым стариком. Да и стариком его нельзя было назвать: сорокалетнего Юшку давно уже мучила и состарила прежде времени чахотка. Дети удивлялись и злились, что Юшка не отвечает на их неблаговидные поступки. Они кидали ему в лицо сухие ветки, камешки и комья земли, пытаясь разозлить его. Подбегали к нему, чтобы потрогать руками и убедиться, что он действительно живой. А Юшка искренне верил, что дети любят его, только они не умеют выразить свою любовь иным путем. Юшка был убежден, что он необходим детям именно для того, чтобы научить их любить. Взрослые ничем не отличались от детей. Они также не умели любить своих ближних. Кротость Юшки вызывала только ожесточение — и взрослый человек «бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Непонятное всегда вызывает у людей раздражение. Их бесила его безответность, молчаливость, его непохожесть на них: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!» «Веселый прохожий» мимоходом убивает Юшку и со спокойной совестью идет домой пить чай. На похороны странного человека собрался весь городок: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». Он всегда и всем мешал. Но действительно ли легче стало жить людям после смерти «божьего чучела»? Оказывается, нет, без Юшки людям стало жить только хуже. Вся злоба, недовольство жизнью, которое вымещалось на Юшке, теперь расходовалось друг на друга. То, что при жизни Юшки где-то зрело в подсознании, вышло на поверхность после его смерти: он действительно был добрее, милосерднее всех их. Юшка не пил чаю, не покупал сахар, долгие годы носил одну и ту же одежду без смены, чем вызывал недоумение окружающих. Не знали они, что Юшка экономил деньги для того, чтобы девочке-сироте. Маленькую сироту Ефим Дмитриевич поместил в семейство в Москве, потом в школу. Каждый год он приходил навестить девочку, приносил ей деньги, чтобы она жила и училась. Девочка выросла, стала врачом. Она знала, что Юшка болел чахоткой, и приехала его лечить, «лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца…». А ведь и вправду нужен был Юшка на этом свете. Он не зря прожил жизнь, если посвятил ее такому благородному делу выжить стать настоящим человеком никому не нужной девочке-сироте. Может быть, не стал идеалом Юшка для серой и безликой массы ожесточенного народа, но для маленькой и одинокой девочки его имя стало священным. Своей жизнью, своим примером Юшка научил хотя бы одного человека в этом мире любить и отдавать свое тепло другим.
О творчестве Максима Горького много и часто писали критики и литературоведы. Уже в 1898 году критик Николай Константинович Михайловский написал статью «О М. Горьком и его героях», в которой анализировал ранние рассказы Горького, написанные им в 1892—1898 годах. Он пишет о том, что писатель раскрывает в своем творчестве мир босяков и показывает два устоя босяцкой жизни: свободолюбие и порочность. По мнению исследователя, герои Горького слишком много философствуют. Я считаю, что с этим утверждением трудно согласиться. Ранняя проза Максима Горького пронизана духом романтизма, вся соткана из глубочайших эмоциональных переживаний, высоких человеческих устремлений.
В своем рассказе «Макар Чудра» Горький пересказал легенду, услышанную во время путешествий по средней и южной России. Эта легенда соотнесена с размышлениями Макара о жизни человека. Главным в жизни для старого цыгана является свобода. В подтверждение этого, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре. Красота Радды не поддается описанию простыми словами. «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает?» У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце... Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!»
Герои горячо любили друг друга, но важнее этой любви для обоих была собственная свобода. «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала?» — говорит Радда. Когда Радда требует от Лойко поклониться ей в ноги, тот отказывается и убивает ее, а она, умирая, благодарит за то, что он не подчинился ей и остался достойным ее любви. Автор высказывает мысль о том, что свобода и счастье несовместимы, если один человек должен покориться другому. Герои не показаны как борцы за свободу других людей. В основе рассказа лежит иная идея: прежде, чем бороться за других, человек должен обрести внутреннюю свободу. При этом у Лойко Зобара были задатки народного-героя, готового к самопожертвованию во имя другого человека: «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было».
Горький сталкивает две стихии — любовь и свободу. Любовь — союз равных, сущность любви — свобода. Но жизнь зачастую доказывает обратное — в любви один человек подчиняется другому. Поцеловав руку Радды, Лойко убивает ее. И автор, понимая, что у Зобара просто не было иного выхода, в то же время не оправдывает это убийство, карая Лойко рукой отца Радды. Радда же не зря умирает со словами: «Я знала, что ты так сделаешь!» Она тоже не смогла бы жить с Зобаром, унизившимся перед ней, потерявшим себя. Радда умирает счастливой — ее возлюбленный не разочаровал ее.
Юшка был некрасивым: «мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Двадцать пять лет проработал он на кузне, но никогда не тратил свое жалованье на еду и одежду. В городишке Юшка был знаменитым, но не благодаря своей запоминающейся внешности или успехам в работе. Знаменитым Юшку делал необычайно кроткий нрав. Поэтому его обижали все, от мала до велика. Когда Юшка тихо брел по улице, дети бросали свои игры с одной-единственной целью — поизмываться над незлобивым стариком. Да и стариком его нельзя было назвать: сорокалетнего Юшку давно уже мучила и состарила прежде времени чахотка. Дети удивлялись и злились, что Юшка не отвечает на их неблаговидные поступки. Они кидали ему в лицо сухие ветки, камешки и комья земли, пытаясь разозлить его. Подбегали к нему, чтобы потрогать руками и убедиться, что он действительно живой. А Юшка искренне верил, что дети любят его, только они не умеют выразить свою любовь иным путем. Юшка был убежден, что он необходим детям именно для того, чтобы научить их любить. Взрослые ничем не отличались от детей. Они также не умели любить своих ближних. Кротость Юшки вызывала только ожесточение — и взрослый человек «бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Непонятное всегда вызывает у людей раздражение. Их бесила его безответность, молчаливость, его непохожесть на них: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!» «Веселый прохожий» мимоходом убивает Юшку и со спокойной совестью идет домой пить чай. На похороны странного человека собрался весь городок: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». Он всегда и всем мешал. Но действительно ли легче стало жить людям после смерти «божьего чучела»? Оказывается, нет, без Юшки людям стало жить только хуже. Вся злоба, недовольство жизнью, которое вымещалось на Юшке, теперь расходовалось друг на друга. То, что при жизни Юшки где-то зрело в подсознании, вышло на поверхность после его смерти: он действительно был добрее, милосерднее всех их. Юшка не пил чаю, не покупал сахар, долгие годы носил одну и ту же одежду без смены, чем вызывал недоумение окружающих. Не знали они, что Юшка экономил деньги для того, чтобы девочке-сироте. Маленькую сироту Ефим Дмитриевич поместил в семейство в Москве, потом в школу. Каждый год он приходил навестить девочку, приносил ей деньги, чтобы она жила и училась. Девочка выросла, стала врачом. Она знала, что Юшка болел чахоткой, и приехала его лечить, «лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца…». А ведь и вправду нужен был Юшка на этом свете. Он не зря прожил жизнь, если посвятил ее такому благородному делу выжить стать настоящим человеком никому не нужной девочке-сироте. Может быть, не стал идеалом Юшка для серой и безликой массы ожесточенного народа, но для маленькой и одинокой девочки его имя стало священным. Своей жизнью, своим примером Юшка научил хотя бы одного человека в этом мире любить и отдавать свое тепло другим.