Литература Тест 1.
Прочитайте стихотворение А. А. Блока «О, как безумно за окном…» и выполните задания.
А1. Какое настроение лирического героя передано в стихотворении?
Отчаяние перед грозой
Радость встречи с дождём
Тревога и жалость к несчастным
А2. Ведущей в стихотворении является тема:
Узничества
Природы
Дружбы
Свободы
А3. Как называется художественно-выразительное средство. Которое используется в следующих стихотворениях: «ветер воет», «ревёт буря», «объятья холода»?
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
А4. Из скольких простых предложений состоит стихотворение А. А. Блока «О, как безумно за окном…»? (первые четыре строки)
1
2
3
4
В1. Какая рифма используется поэтом?В2. В строках «О, как безумно за окном ревёт, бушует буря злая…» используется синтаксический приём, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении. Назовите его.
В3. С какой части речи передаётся тревога лирического героя за «людей, лишённых крова»?В4. Укажите художественно-выразительное средство, которое используется поэтом в сочетаниях: «буря злая», «холода сырого»С1. Как соотносятся стихотворения «Летний вечер» и «О. как безумно за окном…»?
(«Я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. будешь меня помнить.» )
2. С каким литературным героем можно сравнить Сильвио?
С Владимиром Дубровским. Он отказался мстить Троекурову, потому что полюбил Машу Троекурову и не смог причинить горе Маше и ее отцу.
3. А как считаете вы? Может быть были еще причины, по которым он не стрелял? Может быть, есть причины, в которых он сам боится себе признаться?
Сильвио проявил благородство и милосердие. Он жену графа, не стал разрушать их счастье.
4. Сравните поведение графа во время 1-й дуэли и 2-й. В чем разница?
Во время 1-й дуэли граф показал полное равнодушие к смерти. Во время 2-й дуэли он волнуется, боится, что его жена увидит, как он убит, испытает серьезное потрясение.
5. А как вы оцениваете поведение противника Сильвио?
Он был храбр, обладал отменной выдержкой, умел скрыть свое волнение и страх под маской равнодушия.
Что до Кирилы Петровича Троекурова, «старинного русского барина» , то уже первые страницы произведения дают нам понять, какой это был властный, корыстный человек, деспот, богатство и древнее происхождение которого «давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань… В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума» . Детей у Троекурова было двое: Маша — семнадцатилетняя дочь, и сын — «черноглазый мальчик, шалун лет девяти» .
Кирила Петрович только тем и занимался, что разъезжал по своим пространным владениям, устраивал шумные пиры с проказами. Охота занимала едва ли не основное место в жизни Троекурова. По этой причине и псарня у него была на зависть всем, там «более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилы Петровича на своем собачьем языке» .
Именно псарня и послужила причиной раздора между Троекуровым и ближайшим соседом его Андреем Гавриловичем Дубровским, которого одного Кирила Петрович уважал, «несмотря на смиренное его состояние» , и к которому мог запросто заехать в гости. Уважительное отношение Троекурова к Дубровскому возникло еще в молодости; «Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера» . Андрея Гавриловича оскорбило замечание одного из псарей соседа относительно его якобы недюжего состояния и унизительного быта. Причем Дубровского не так оскорбило само замечание, сколько то, что Троекуров при этом «громко засмеялся» и не принял никаких мер, чтобы наказать дерзкого холопа.
С ужина обиженный Дубровский ушел, и приказ Троекурова вернуться оставил без внимания. Простить такого даже Дубровскому Кирила Петрович не мог и в наказание решил отсудить у друга имение, что и сделал.
Этот поступок показывает духовную испорченность Троекурова, для которого нет ничего святого, который и дружбу готов продать. Правда, автор подчеркивает, что в некоторые моменты совесть помещика просыпается, он начинает жалеть Дубровского и готов его простить, но чувство ложной гордости и своего превосходства не позволяют ему попросить извинения.
В отличие от этих персонажей, Андрей Гаврилович Дубровский – помещик либеральный. Праздность и разврат – не его образ жизни. Имея семьдесят человек крестьян, Дубровский относится к ним иначе, чем самодур-сосед. Поэтому и крестьяне отвечают ему уважением и любовью, поэтому и готовы умереть, лишь бы не попасть в кабалу к Троекурову. Отмена крепостного права-наверняка не напугала бы Андрея Гавриловича, и он вряд ли стал препятствовать ей. Ни в первые годы жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от других помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии надменного соседа свои мысли. Это говорит о гордости этого человека, причем гордости настоящей, не троекуровской.