Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
Задание No1. О каких сценах, событиях идёт речь?.«...ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки»
«Бесы» – одно
из самых завораживающих стихотворений Пушкина.
Не “чарующих”, а именно завораживающих – как
будто тема бесовства, заглавная для этого
стихотворения, выплёскивается из текста и
втягивает читателя в свой круговорот. Почему?
Стихотворение, на первый
взгляд, имеет ясную привязку к времени года.
Совершенно очевидно, что это зима, зимняя буря:
“снег летучий”, “вьюга”, “дороги занесло”,
“белеющие равнины”... Однако, как известно,
черновой вариант стихотворения приблизительно
датируется летом – осенью 1829 года, а
окончательный текст – 7 сентября 1830 года, то есть
началом знаменитой болдинской осени. Начинается
самое спокойное, торжественное и любимое поэтом
время года, “унылая пора, очей очарованье”.
Откуда же тогда взялись в «Бесах» зима и
сумасшедший ритм метели? С временными
ориентирами в «Бесах» вообще плохо.
В середине 19 века в России появляется большое количество прогрессивной молодежи, обостряется вечный конфликт «отцов и детей». В это переломное время И.С.Тургенев и написал свой роман «Отцы и дети». В композиции произведения разговор Базарова с Аркадием под стогом сена занимает одно из ключевых мест. Именно здесь Базаров выражает свое отношение к жизни, смерти, сути бытия. Евгений произносит здесь следующий монолог: "Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и дела до меня нет, и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно мала перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, что-то хочет тоже… Что за безобразие? Что за пустяки?" Таким образом, вся философия, все революционные идеи внезапно оказываются лишь частным случаем, пылинкой перед лицом вечности. Оказавшись под влиянием стихийного чувства, Базаров ощутил ничтожность человеческого бытия перед вечностью. От микроскопа его потянуло к телескопу, рассматриванию неба, хотя он сам, издеваясь над романтиками, говорил, что глядит в небо лишь тогда, когда ему хочется чихнуть. Базаров размышляет о человеческом ничтожестве перед бесконечным космосом. Его не утешает суждение о человеке как "мыслящем тростнике", которому, единственному из всех существ на земле, дано осознать величие Вселенной и собственное ничтожество перед ней. Так начинается бунт Базарова против самих основ бытия. Роковые вопросы стихийности и драматизма, любви и познания, смысла жизни и тайны смерти не получают теперь ответа для героя в исследованиях естественных наук, не случайно его тянет к философии. Прежний взгляд на человека как на неизменную биологическую сущность оказался теперь бессильным перед сложностью человеческого бытия. Ощутив свое ничтожество перед природой, космосом, Базаров пересматривает свое отношение к общественному прогрессу, о чем говорит его тирада о лопухе. Базаров ощутил абсурд бытия, ничтожество человека перед стихийными силами природы. Бунт Евгения - это его озлобленность, раздраженность, его постоянные мысли о смерти. Этим и объясняется поведение, подобное рискованному передвижению у пропасти, "бездны". Герой утрачивает чувство дозволенности, хочет заглянуть за черту, за которую нельзя заглянуть простому смертному. Базаров начинает задумываться о человеческой слабости перед слепыми силами природы, о неизбежности смерти, мысли о которой по-новому позволяют оценивать сущность человеческой жизни. Перед нами другой человек, не тот прежний холодный нигилист, который рвался в бой, "наломать побольше дров", перестроить мир под себя. Новый Базаров начинает задумываться о тайне жизни, а она не объясняется никакими материалистическими теориями.