1) Николай Алексеевич Некрасов хочет донести до читателя свое восхищение русскими женщинами, обратить внимание на их природную красоту, физическую и душевную силу. Нелегкими были женские судьбы (к моменту написания поэмы крепостное право только недавно отменили). Женщины, описываемые поэтом, были рабынями по социальному положению, но держались с достоинством - "с походкой и взглядом цариц". Они работали от зари до зари, пытаясь отвести нужду от дома, и считали трудолюбие нравственной нормой. Русские женщины, не думая о себе, приходили на в беде. Природная сила и мужество и коня на скаку остановить, и в горящую избу зайти, чтобы вынести из пожара кого-то. И красота гордой славянки не в одежде - она всякую собой украсит! - а в ловкости к работе. На таких женщин приятно посмотреть, они доставляют радость одним своим присутствием, уверенностью и доброжелательностью. 2) Сравнения: "пройдет - словно солнце осветит", "посмотрит - рублем подарит". Эпитеты: красивая сила в движеньях, походка и взгляд царицы, во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка.
Приложение: 1. И.П.Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 2. А.Г.Веницианов. На пашне. Весна. 3. А.Г. Веницианов. Пряха.
Опору — оружию Громовержца — с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, что тем самым будет "подсечена" и изгнана Смерть. Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на сразу двоих братьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жильё. Не перечесть обычаев и поверий, связанных с топором. Даже всем известный «куриный бог», камешек с отверстием посередине, который заботливые хозяева посейчас стараются повесить в курятнике, — не что иное, как воспоминание о древнем каменном топоре, одном из символов языческого Бога Грозы... Другой символ Перуна — так называемый громовый знак, похожий на колесо с шестью спицами. Учёные полагают, что древние люди использовали здесь форму снежинки, ведь святилища Перуна устраивались как можно ближе к тучам и Небу — на самых возвышенных местах, где раньше всего появляется снег. Этот знак до сих пор можно видеть на избах старой постройки. Его резали и для красоты, и из чисто "практических" соображений — в качестве громоотвода... Когда у славян появились князья и боевые дружины, Перуна стали считать покровителем воинов. Поэтому некоторые исследователи теперь пишут, будто Перун — исключительно "дружинно-княжеский" Бог, вовсе не популярный среди простого народа. Вряд ли это было действительно так! Ведь гроза — не только небесная битва, она необходима и пахарю, ждущему урожая. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь.
Нелегкими были женские судьбы (к моменту написания поэмы крепостное право только недавно отменили). Женщины, описываемые поэтом, были рабынями по социальному положению, но держались с достоинством - "с походкой и взглядом цариц".
Они работали от зари до зари, пытаясь отвести нужду от дома, и считали трудолюбие нравственной нормой. Русские женщины, не думая о себе, приходили на в беде. Природная сила и мужество и коня на скаку остановить, и в горящую избу зайти, чтобы вынести из пожара кого-то.
И красота гордой славянки не в одежде - она всякую собой украсит! - а в ловкости к работе.
На таких женщин приятно посмотреть, они доставляют радость одним своим присутствием, уверенностью и доброжелательностью.
2) Сравнения: "пройдет - словно солнце осветит", "посмотрит - рублем подарит".
Эпитеты: красивая сила в движеньях, походка и взгляд царицы, во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка.
Приложение: 1. И.П.Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.
2. А.Г.Веницианов. На пашне. Весна.
3. А.Г. Веницианов. Пряха.