Впервые встретившись с Пугачевым, Гринев и не подозревал, что судьба свела его с вожаком крестьянского восстания. Петр искренне хотел отблагодарить неожиданного невзирая на возмущение Савельича. Однако наступило время, когда Пугачев пришел к стенам Белогорской крепости как враг, убийца и разбойник. Много бед принес этот человек защитникам крепости. Крестьяне не слишком церемонились с теми, кто оказывал им сопротивление. У защитников Белогорской выбор был небогатым: либо достойно принять смерть, как капитан Миронов и его жена, либо стать предателем и перейти на сторону врагов, признав Пугачева царем, как Швабрин. Второй вариант, конечно же, был абсолютно неприемлемым для Петра Гринева. Приготовившись к смерти, он не боялся за себя. Когда оказалось, что Пугачев — его старый знакомый, Петр вел себя с честью и достоинством. Верный своему слову и долгу, Гринев отказался присягать новоявленному «государю». Не стал он и обещать, что не выступит против повстанцев, если Пугачев подарит ему свободу: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Подобная смелость могла обернуться трагедией. Но Гринев предпочел бы честную смерть подлому существованию предателя. Так Петр выполнил завет отца: «Береги честь смолоду».
Гринев отказался служить Пугачеву, потому что выполнял наказ отца :"Служи верно , кому присягнешь, за лаской начальства не гоняйся, от службы не бегай. Береги честь смолоду".
Откуда же берутся у Екатерины жизненные истоки этой целостности? Для того, чтобы это понять, надо обратиться к культурным основам, которые пестовали ее. Без них характер Екатерины вянет, как скошенная трава. В мироощущении Екатерины гармонично объединяется славянская языческая давность с христианской культурой, которая одухотворяет и морально проясняет старые языческие верования. Религиозность Екатерины немыслима без восхода и заката солнца, росяных трав на цветущих лугах, полетов птиц, порханий мотыльков с цветка на цветок. В монологах героини оживают знакомые мотивы русских народных песен. В мироощущении Екатерины бьет источник извечной русской песенной культуры и находят новую жизнь христианские верования. Давайте посмотрим, как молится Екатерина, «какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица будто бы идет свет». Что-то иконописное есть в этом лице, от которого идет светлое сияние. Но земная героиня А.Н.Островского, которая излучает духовный свет, далека от аскетизма официальной христианской морали. ее молитва - светлое торжество духа: «Будто, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и времени не помню, и не слышу, когда служба кончится». Далеко отошла жизнелюбивая религиозность Екатерины от норм старой патриархальной морали. Радость жизни переживает она в храме, солнцу кладет земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести, природы, которая просыпается: «Или рано утром в сад пойду, еще только солнышко всходит, упала на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут». В мечтах юной Екатерины звучат отзвуки христианских легенд о рае, божественном саде эдем. Очевидно, что легенда о рае объединяет в ней и всю красоту жизни земной: молитвы солнцу, которое всходит, утреннее посещение источников студеных, светлые образы ангелов и птиц. В ключе этих мечтаний и другое мление - полететь: «Почему люди не летают!.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Откуда приходят к Екатерине эти фантастические мечты? Или они не плод болезненного воображения, не прихоть утонченной натуры? Нет. В сознании Екатерины пробуждаются старинные языческие мифы, которые вошли в плоть и кровь русского народного характера, раскрываются глубокие пласты славянской культуры. Свободолюбивые порывы в детских воспоминаниях тоже не стихийные. В них также ощущается влияние народной культуры. «Такая уж я родилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было вечером, уже темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и оттолкнула ее от берега. На второе утро уж нашли верст за десять!» Ведь этот поступок согласовывается с народной сказкой о правде-истине. В народных сказках девочка обращается к реке с ее, и река укрывает девочку в своих берегах. Так что порыв маленькой Екатерины искать защиты у Волги - целиком сказочный и целиком социальный: здесь отход от неправды и зла в страну правды и добра, здесь непринятие клеветы с самого детства и решительная готовность оставить этот мир, если все в нем ей надоест.
Гринев отказался служить Пугачеву, потому что выполнял наказ отца :"Служи верно , кому присягнешь, за лаской начальства не гоняйся, от службы не бегай. Береги честь смолоду".