26 октября 1582 г. отряд Ермака вступил в оставленную войсками Кучума столицу Сибирского ханства город Кашлык (Сибирь). Недолго победители праздновали победу. Вскоре они начали готовится к новым сражениям с войсками Кучума.
Каким-то образом Ермаку удалось привлечь на свою сторону представителей местных племен: остяков (хантов) и манси. Они существенно пополнили численность войска Ермака: количество ратников объединенного войска, к началу летней военной компании, составило 1850 человек.
Лето 1583 г. употребил Ермак на покорение городов и улусов, расположенных по рекам: Обь, Иртыш, Тавда. О военных походах Ермакова войска по Оби и Иртышу известно много. А вот о военных действиях на реке Тавде до сегодняшнего дня мало кто знал. В своем материале я вспоминаю этот пробел.
Этот поход начался 1 июля 1583 г. Кроме сподвижников Ермака в отряд входили, также, татары и остяки. Целью похода было покорение народов остяков и манси, живших в бассейне реки Тавды.
Вогульский князь Печенег, живший недалеко от устья Тавды, собрал большое войско и вышел навстречу объединенного многочисленного отряда Ермака. Сражение произошло на берегу Поганого озера. В летописи Ремезова сохранился рисунок этого побоища. Наиболее опытные вогульские воины шли в первых рядах Печенегово войска. Они были одеты в доспехи. Вооружение их составляли сабли и копья. За ними следовали легковооружённые воины без доспехов. Они были вооружены копьями и луками. Вторые стреляли из-за спин первых. Казаки использовали это обстоятельство. Выстрелами из пищалей они уничтожали первые ряды наиболее опытных воинов вогульского войска. Затем, копьями и бердышами казаки добили раненых. Перебив лучших воинов противника, казаки окружили и прижали к озеру остальное вогульское войско. Вскоре битва превратилась в побоище. Вогулы были полностью перебиты. Пленных не брали. Их добивали уже в воде.
"Убитых было так много, – писал впоследствии академик XVII века Миллер – что озеро оказалось заполненным трупами, которые никто не убирал и не хоронил". Еще в конце XVII века в этом озере можно было увидеть много человеческих костей. От этого озеро и получило название "Поганое". В этом сражении погибли все воины и вогульские князья. Пал и сам Печенег. После этого боя Ермак со своим войском всю Тавду до верховий. По пути штурмом взял и уничтожил Лабутинский городок, при этом был захвачен в плен князь Лабута.
В верховьях Тавды объединенная дружина Ермака столкнулась с войском пелымского князя Патлика. В жестоком бою вогулы были разбиты. (Погибли все вогульские воины во главе с князем). Таким образом, благодаря двум победам, одержанным объединенным войском Ермака на реке Тавде, в состав Российского государства вновь вернулось великое княжество Пелымское, отторгнутое от Московии незадолго до этого в результате местного Кучумского дворцового переворота. В октябре 1583 г. Ермаково войско вернулось в Кашлык.
За время военной кампании 1583 г. были значительно расширены русские владения в Сибири. В состав Российского государства вошла, также и древняя Югорская земля.
Осенью 1583 г. к Ермаку прибыло пополнение. Отряд из 300 ратников возглавляли воеводы Семен Болховский и Иван Глухов. Но вновь прибывшая рать не могла уже существенно пополнить сильно поредевшее войско Ермака. Атаманы гибли один за другим. Сначала в засаду попал Богдан Брязга. Затем, при взятии Надыма, был убит Никита Пан. Весной 1584 г. погибли Иван Кольцо и Яков Михайлов. Атаман Матвей Мещеряк был осажден в своем стане татарами. Понеся большие потери, он заставил отступить войска визиря Кучума Карачу. В распоряжении Ермака оставалось всего 50 человек.
В былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник" понятно даже из названия, что рассказывает она, о событиях далёкого . Былина повествует о героическом великого народного защитника - богатыре Илье Муромце. Былинных героев называют богатырями, а былинами называются особые песни о подвигах и героических приключениях богатырей.
Соловей Разбойник это отрицательный герой, который похож одновременно на птицу, на человека-разбойника и на чудовище. На соловья он похож тем, что живёт на дереве, у него есть гнездо и он свищет по-соловьиному. На разбойника - тем, что нападает на прохожих. А чудовище Соловей Разбойник напоминает разрушительными последствиями своего свиста.
В ХХ веке изобрели оружие, которое действует подобно посвисту Соловья Разбойника. Описывая посвист Соловья Разбойника, сказитель, поющий былину, не предполагал, что такое явление существует. Он верил, что такое могло быть раньше, что когда-то ходили по земле прославленные богатыри, которые носили в руке сорокапудовую (640 кг) палицу, что ездили они на конях, перешагивающих с горы на гору, побеждали в одиночку силушку лютую, страшных чудовищ и змеев. Сказитель верил, что где-то есть на земле такая злая сила, которая одним посвистом может разрушить город и убить людей. Но также не сомневался и в том, что есть на земле большая сила, которая одним выстрелом из лука побеждает зло. Так, с преувеличения сил добра и зла, у сказителя и слушателя возникал художественный образ зла и побеждающего его добра.
Народу-сказителю было очень важно, что Илья Муромец - богатырь, благородный добрый молодец - одним выстрелом из обычного лука, пусть и тугого, разрывающего, побеждает волшебную силу Соловья Разбойника. Поэтому в эпизоде сражения Ильи и Соловья Разбойника нет никакого преувеличения силы Ильи Муромца. Для сказителя было важно, что добро всегда побеждает зло - точно так же, как и в сказке.
Теперь слово богатырь для нас привычно, означает оно - очень сильный, храбрый, благородный человек, защитник. Но в самых старинных былинах герои назывались мужами. Слово богатырь появилось гораздо позже, чем первые былины.
Русские богатыри - образ очень важный для народа. Они обладают недюжинной силой, благодаря чему становятся людьми необыкновенными. Однако при этом они всё-таки остаются людьми, не становясь волшебными существами. В былинах богатыри, обладающие всеми лучшими качествами человека, противостоят нечеловеческому злу - чудовищам, змеям и просто вражьей силе. Богатыри воплощают ту силу, которая всегда готова встать на сторону правды, защитить землю от врага, восстановить справедливость. Богатырская сила - это та идеальная сила, о которой всегда мечтал русский народ.
Есть в былине ещё один герой, кромеИльи Муромца и Соловья Разбойника. Это стольный князь Владимир. И показан он совсем не богатырём. В данной былине князь Владимир не совершает плохих поступков, хотя ведёт себя как человек, не обладающий большим мужеством: ведь он испугался Соловья Разбойника. В некоторых других былинах князь Владимир несправедливо поступает с Ильёй Муромцем.
26 октября 1582 г. отряд Ермака вступил в оставленную войсками Кучума столицу Сибирского ханства город Кашлык (Сибирь). Недолго победители праздновали победу. Вскоре они начали готовится к новым сражениям с войсками Кучума.
Каким-то образом Ермаку удалось привлечь на свою сторону представителей местных племен: остяков (хантов) и манси. Они существенно пополнили численность войска Ермака: количество ратников объединенного войска, к началу летней военной компании, составило 1850 человек.
Лето 1583 г. употребил Ермак на покорение городов и улусов, расположенных по рекам: Обь, Иртыш, Тавда. О военных походах Ермакова войска по Оби и Иртышу известно много. А вот о военных действиях на реке Тавде до сегодняшнего дня мало кто знал. В своем материале я вспоминаю этот пробел.
Этот поход начался 1 июля 1583 г. Кроме сподвижников Ермака в отряд входили, также, татары и остяки. Целью похода было покорение народов остяков и манси, живших в бассейне реки Тавды.
Вогульский князь Печенег, живший недалеко от устья Тавды, собрал большое войско и вышел навстречу объединенного многочисленного отряда Ермака. Сражение произошло на берегу Поганого озера. В летописи Ремезова сохранился рисунок этого побоища. Наиболее опытные вогульские воины шли в первых рядах Печенегово войска. Они были одеты в доспехи. Вооружение их составляли сабли и копья. За ними следовали легковооружённые воины без доспехов. Они были вооружены копьями и луками. Вторые стреляли из-за спин первых. Казаки использовали это обстоятельство. Выстрелами из пищалей они уничтожали первые ряды наиболее опытных воинов вогульского войска. Затем, копьями и бердышами казаки добили раненых. Перебив лучших воинов противника, казаки окружили и прижали к озеру остальное вогульское войско. Вскоре битва превратилась в побоище. Вогулы были полностью перебиты. Пленных не брали. Их добивали уже в воде.
"Убитых было так много, – писал впоследствии академик XVII века Миллер – что озеро оказалось заполненным трупами, которые никто не убирал и не хоронил". Еще в конце XVII века в этом озере можно было увидеть много человеческих костей. От этого озеро и получило название "Поганое". В этом сражении погибли все воины и вогульские князья. Пал и сам Печенег. После этого боя Ермак со своим войском всю Тавду до верховий. По пути штурмом взял и уничтожил Лабутинский городок, при этом был захвачен в плен князь Лабута.
В верховьях Тавды объединенная дружина Ермака столкнулась с войском пелымского князя Патлика. В жестоком бою вогулы были разбиты. (Погибли все вогульские воины во главе с князем). Таким образом, благодаря двум победам, одержанным объединенным войском Ермака на реке Тавде, в состав Российского государства вновь вернулось великое княжество Пелымское, отторгнутое от Московии незадолго до этого в результате местного Кучумского дворцового переворота. В октябре 1583 г. Ермаково войско вернулось в Кашлык.
За время военной кампании 1583 г. были значительно расширены русские владения в Сибири. В состав Российского государства вошла, также и древняя Югорская земля.
Осенью 1583 г. к Ермаку прибыло пополнение. Отряд из 300 ратников возглавляли воеводы Семен Болховский и Иван Глухов. Но вновь прибывшая рать не могла уже существенно пополнить сильно поредевшее войско Ермака. Атаманы гибли один за другим. Сначала в засаду попал Богдан Брязга. Затем, при взятии Надыма, был убит Никита Пан. Весной 1584 г. погибли Иван Кольцо и Яков Михайлов. Атаман Матвей Мещеряк был осажден в своем стане татарами. Понеся большие потери, он заставил отступить войска визиря Кучума Карачу. В распоряжении Ермака оставалось всего 50 человек.
Объяснение:
В былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник" понятно даже из названия, что рассказывает она, о событиях далёкого . Былина повествует о героическом великого народного защитника - богатыре Илье Муромце. Былинных героев называют богатырями, а былинами называются особые песни о подвигах и героических приключениях богатырей.
Соловей Разбойник это отрицательный герой, который похож одновременно на птицу, на человека-разбойника и на чудовище. На соловья он похож тем, что живёт на дереве, у него есть гнездо и он свищет по-соловьиному. На разбойника - тем, что нападает на прохожих. А чудовище Соловей Разбойник напоминает разрушительными последствиями своего свиста.
В ХХ веке изобрели оружие, которое действует подобно посвисту Соловья Разбойника. Описывая посвист Соловья Разбойника, сказитель, поющий былину, не предполагал, что такое явление существует. Он верил, что такое могло быть раньше, что когда-то ходили по земле прославленные богатыри, которые носили в руке сорокапудовую (640 кг) палицу, что ездили они на конях, перешагивающих с горы на гору, побеждали в одиночку силушку лютую, страшных чудовищ и змеев. Сказитель верил, что где-то есть на земле такая злая сила, которая одним посвистом может разрушить город и убить людей. Но также не сомневался и в том, что есть на земле большая сила, которая одним выстрелом из лука побеждает зло. Так, с преувеличения сил добра и зла, у сказителя и слушателя возникал художественный образ зла и побеждающего его добра.
Народу-сказителю было очень важно, что Илья Муромец - богатырь, благородный добрый молодец - одним выстрелом из обычного лука, пусть и тугого, разрывающего, побеждает волшебную силу Соловья Разбойника. Поэтому в эпизоде сражения Ильи и Соловья Разбойника нет никакого преувеличения силы Ильи Муромца. Для сказителя было важно, что добро всегда побеждает зло - точно так же, как и в сказке.
Теперь слово богатырь для нас привычно, означает оно - очень сильный, храбрый, благородный человек, защитник. Но в самых старинных былинах герои назывались мужами. Слово богатырь появилось гораздо позже, чем первые былины.
Русские богатыри - образ очень важный для народа. Они обладают недюжинной силой, благодаря чему становятся людьми необыкновенными. Однако при этом они всё-таки остаются людьми, не становясь волшебными существами. В былинах богатыри, обладающие всеми лучшими качествами человека, противостоят нечеловеческому злу - чудовищам, змеям и просто вражьей силе. Богатыри воплощают ту силу, которая всегда готова встать на сторону правды, защитить землю от врага, восстановить справедливость. Богатырская сила - это та идеальная сила, о которой всегда мечтал русский народ.
Есть в былине ещё один герой, кромеИльи Муромца и Соловья Разбойника. Это стольный князь Владимир. И показан он совсем не богатырём. В данной былине князь Владимир не совершает плохих поступков, хотя ведёт себя как человек, не обладающий большим мужеством: ведь он испугался Соловья Разбойника. В некоторых других былинах князь Владимир несправедливо поступает с Ильёй Муромцем.