Море
элегия
безмолвное море, лазурное море,
стою очарован над бездной твоей.
ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
тревожною думой наполнено ты.
безмолвное море, лазурное море,
открой мне глубокую тайну твою:
что движет твое необъятное лоно?
чем дышит твоя напряженная грудь?
иль тянет тебя из земныя неволи
далекое светлое небо к
таинственной, сладостной полное жизни,
ты чисто в присутствии чистом его:
ты льешься его светозарной лазурью,
вечерним и утренним светом горишь,
ласкаешь его облака золотые
и радостно блещешь его.
когда же сбираются темные тучи,
чтоб ясное небо отнять у тебя —
ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
ты рвешь и терзаешь враждебную
и мгла исчезает, и тучи уходят,
но, полное тревоги своей,
ты долго вздымаешь испуганны волны,
и сладостный блеск возвращенных небес
не вовсе тебе тишину возвращает;
обманчив твоей неподвижности вид:
ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
ты, небом любуясь, дрожишь за него.
: выпишите из текста стихотворения слова, соотнесенные со словом «море» в спокойном состоянии, в бурю , после бури, словом небо.
море небо
в спокойном состоянии в бурю после бури
отвечая письменно на вопросы, сделайте вывод:
1.каково море в спокойную погоду, в бурю и после нее?
2.какие художественные средства позволяют представить море как живое существо
2) Основой для нее послужили события Отечественной войны 1812 года.
3) Лирическими героями этой исторической песни являются солдаты и их командир – князь Волконский. Портреты героев отсутствуют. Из описания их поведения в ожидании боя, во время и после него можно сделать вывод об их характере: они отважные, не боятся идти в бой. Волконский говорит, что они храбрые, послушные и верные солдаты.
4) Эпитеты: рощею зеленою, березою кудрявою, неприятельски полки и др.
Повторения: «Как бы, братцы, нам приняться, Смоленск-город свободить, Смоленск-город свободить, неприятеля побить? » «Как и вышел перед войско Волконский-князь, Волконский-князь, командир этих солдат»
Инверсия: «Под березою кудрявою», «У палатки командирской», Параллелизм: «Полонивши, их топили во Берёзоньке-реке,
Потопивши, отдыхали на зеленом на лугу»
Градация: «Ко Смоленску приступили, они ружья зарядили,
Они ружья зарядили, в неприятеля палили,
Много били, истребили, остальных-то полонили»
Все перечисленные тропы свойственны исторической песне и другим фольклорным жанрам.
5) В тексте существуют многочисленные повторы: русской армии, Смоленск-город, Волконский-князь и т.д. Они использованы с целью создания выразительности, усиления напряженности, нарастания действий. Кроме того, они придают ритмичность повествованию.
6) Текст относится к жанру военной исторической песни. В нем описано конкретное историческое событие, присутствуют характерные для этого жанра средства художественной выразительности.
7) Идея песни – храбрость и отвага русских солдат, воспевание величия русской армии. Выражается в словах «братцы», «солдатушки» и в строках: «Ох вы храбрые солдаты, государю верные,
Государю верные, командиру послушные!”
«Они ружья зарядили, в неприятеля палили,
Много били, истребили, остальных-то полонили,
Полонивши, их топили во Берёзоньке-реке,»
"Солдаты освобождают Смоленск"
Анализ исторической песни:
1. К какому периоду относится песня?
Отечественная война 1812 года,заключительные события войны России с Францией, Наполеоном.
2. Какова основная тема песни? Какие события послужили для нее основой?
Тема песни-это победа русских войск,освобождение городов и сёл от врага,бегство французов и победоносное преследование их русской авмией.Освобождение от французов Смоленска,послужило основой песни.
3. Кто лирический персонаж песни? Насколько подробно переданы его характер, портрет, поведение?
Лирический персонаж-это все те,кто сражался,погибал и побеждал в этой битве.Солдаты,
князь Волконский,все приняли участие в событии и не побоялись проливать кровь за свой народ,гнали врага, освобождали города и сёла.Образ собирательный,ласковое отношение к солдатам и князь Волконский показан решительным и бесстрашным,он поднял боевой дух войска и повёл их за собой.
4. Какие образно-выразительные средства, свойственны фольклору присутствуют в тексте песни?
Повторы и параллелизм усиливают смысл и делают акцент на главном.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы,показывают отношение к персонажам:солдатушки.
Постоянные эпитеты:берёза кудрявая,луга,рощи зелёные;инверсия (перестановка порядка слов);ассонанс (повторение гласных) добавляет певучесть и ритмичность песни.
Градация: в тексте песни идет явное усиление действия,нарастает темп,события развиваются быстрее.
5. Имеются ли в тексте песни-повторы (словосочетания, повторяются и для какой цели?)
Повторы усиливают смысл и делают акцент на главном,по мнению автора:
-Место событий,для усиления картины,автор использует параллелизм:
Что пониже было села Красного,
Что под рощею под зелёною.
-Цели событий:
Смоленск-город свободить,
Смоленск-город свободить.
Результат событий,параллелизм усиливает:
Много били, истребили, остальных-то полонили,
Полонивши их, топили во Берёзоньке-реке,
Потопивши, отдыхали на зелёном на лугу,
6. Имеются ли характерные признаки жанра исторической песни? В чем они проявляются?
В песне упомянуты реальные исторический личности,описаны реальные события.Используется динамичное повествования, характерное для исторической песни,лиро-эпическая форма повествования, живая речь разговорная речь и народные взгляды на событие-всё это признаки исторической песни.
7. Какова основная идея песни? Приведите из текста строки, слова, словосочетания, в которых идея выражена наиболее ярко, точно.
Идея песни-это прославление подвига солдат,с которыми рядом командиры,и все-не жалея жизни ,защищают народ,освобождают города от врагов.Главное-это заслуженная победа русской армии.
"Много били, истребили, остальных-то полонили,
Полонивши их, топили во Берёзоньке-реке,
Потопивши, отдыхали на зелёном на лугу,
На зелёныем лугу песни мели во кругу".