Л́́ИРИКА Лермонтова составляет важнейшую часть его лит. наследия. По характеру дарования Л. по преимуществу лирик с необычайно рано сформировавшимся и обостренным чувством личности; в центре его лирики художественно обобщенный образ, близкий самому поэту, что придает творчеству Л. исключит. целостность и единство (см. Лирический герой). Лирика Л. обозначила послепушкинский этап в развитии рус. поэзии (см. Русская литература 19 века), отразила важный сдвиг в обществ. сознании передовой дворянской интеллигенции, к-рая не мирилась с отсутствием духовной и политич. свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Наследуя традиции гражд. поэзии декабристов и А. С. Пушкина, лермонт. лирика развивалась в русле рус. романтич. поэзии 30-х гг. и европ. романтизма (см. Дж. Байрон). Признание безграничных прав личности и наряду с этим утрата веры в осуществимость обществ. идеала в условиях социальной изоляции предопределили протестующий и трагич. характер лермонт. лирики. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство историч. несвоевременности, усугубляло свойственные Л. вселенский масштаб отрицания, вражду со «светом», с толпой и самим богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость. Противопоставление романтич. личности «целому миру» выливается не только в «тяжбу с богом» и мятежный протест, но также в остро переживаемое ощущение собств. избранничества: герой ранней лирики Л. — могуществ. личность, убежденная в роковой предначертанности своей судьбы единолично разрешить коренные вопросы нравств. и социального устроения мира. Высокий провиденциальный смысл личной, гражд. и поэтич. миссии — один из постоянных мотивов юношеской лирики. Лирика раннего Л. (1828—32) обладает ярко выраженными особенностями, отличающими ее от зрелой. В соответствии с умонастроением поэта излюбленным жанром его ранней лирики становится монолог-исповедь. К этой форме тяготеют жанры медитации, элегии, послания, романса, к-рые обнаруживают к трансформации и «вмещению» многообразных лирич. переживаний (см. Жанры). Менее продуктивны в этот период сатира, аллегория, эпиграмма. Сатирич. и эпиграмматич. наследие Л. невелико; почти отказавшись от сатиры как жанра, Л. широко использует сатирич. элемент в составе иных жанров. Аллегории же типа стих. «Жалобы турка» совершенно исчезают из лирики Л., но с аллегориями философско-медитативного плана («Чаша жизни») генетически связаны многие пейзажно-символические стихотворения (от «Паруса» до «Листка»). Сосредоточенность на идее личности как субъекте лирич. переживаний («Я сам собою жил доныне...») обусловила прорыв Л. из общеромантич. круга эмоций к неповторимо индивидуальным (см. Сушковский цикл, Ивановский цикл). Первоначально лирич. «Я» у Л. еще во многом условно
"Честное слово" Л.Пантелеев "Тимур и его команда" А.Гайдар "Повесть о настоящем человеке" Б.Полевой
Зима была суровая, снежная, с бурями и гололедом. Ходить было очень трудно, особенно пожилым людям. Однажды в воскресенье Сашка собрался на каток. Оделся, взял коньки и вышел из дома. Около подъезда стояли люди и о чем-то громко разговаривали. Сашка подошел ближе. Оказывается, соседка бабушка Оля подскользнулась и упала на дорожке около дома. Все шумели и возмущались, кричали, что это безобразие, что нужно вызвать дворника и в домоуправление. Народу собиралось всё больше, возмущения звучали всё громче. Вдруг Сашка услышал какой-то стук. Он оглянулся и увидел Сережку из соседнего подъезда. Маленьким ломиком он разбивал лед до самого асфальта, а рядом с ним лежал обычный домашний веник. Сашка взял веник и стал сметать льдинки, летящие из-под Сережкиного ломика. Вдвоем они быстро справились с обледенелой дорожкой, а народ все продолжал возмущаться и обсуждать работу дворника, и только маленькая хрупкая бабушка Оля, улыбаясь, смотрела на мальчишек и думала: "Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том , верно,мало толку."
Л́́ИРИКА Лермонтова составляет важнейшую часть его лит. наследия. По характеру дарования Л. по преимуществу лирик с необычайно рано сформировавшимся и обостренным чувством личности; в центре его лирики художественно обобщенный образ, близкий самому поэту, что придает творчеству Л. исключит. целостность и единство (см. Лирический герой). Лирика Л. обозначила послепушкинский этап в развитии рус. поэзии (см. Русская литература 19 века), отразила важный сдвиг в обществ. сознании передовой дворянской интеллигенции, к-рая не мирилась с отсутствием духовной и политич. свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Наследуя традиции гражд. поэзии декабристов и А. С. Пушкина, лермонт. лирика развивалась в русле рус. романтич. поэзии 30-х гг. и европ. романтизма (см. Дж. Байрон). Признание безграничных прав личности и наряду с этим утрата веры в осуществимость обществ. идеала в условиях социальной изоляции предопределили протестующий и трагич. характер лермонт. лирики. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство историч. несвоевременности, усугубляло свойственные Л. вселенский масштаб отрицания, вражду со «светом», с толпой и самим богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость. Противопоставление романтич. личности «целому миру» выливается не только в «тяжбу с богом» и мятежный протест, но также в остро переживаемое ощущение собств. избранничества: герой ранней лирики Л. — могуществ. личность, убежденная в роковой предначертанности своей судьбы единолично разрешить коренные вопросы нравств. и социального устроения мира. Высокий провиденциальный смысл личной, гражд. и поэтич. миссии — один из постоянных мотивов юношеской лирики. Лирика раннего Л. (1828—32) обладает ярко выраженными особенностями, отличающими ее от зрелой. В соответствии с умонастроением поэта излюбленным жанром его ранней лирики становится монолог-исповедь. К этой форме тяготеют жанры медитации, элегии, послания, романса, к-рые обнаруживают к трансформации и «вмещению» многообразных лирич. переживаний (см. Жанры). Менее продуктивны в этот период сатира, аллегория, эпиграмма. Сатирич. и эпиграмматич. наследие Л. невелико; почти отказавшись от сатиры как жанра, Л. широко использует сатирич. элемент в составе иных жанров. Аллегории же типа стих. «Жалобы турка» совершенно исчезают из лирики Л., но с аллегориями философско-медитативного плана («Чаша жизни») генетически связаны многие пейзажно-символические стихотворения (от «Паруса» до «Листка»). Сосредоточенность на идее личности как субъекте лирич. переживаний («Я сам собою жил доныне...») обусловила прорыв Л. из общеромантич. круга эмоций к неповторимо индивидуальным (см. Сушковский цикл, Ивановский цикл). Первоначально лирич. «Я» у Л. еще во многом условно
"Тимур и его команда" А.Гайдар
"Повесть о настоящем человеке" Б.Полевой
Зима была суровая, снежная, с бурями и гололедом. Ходить было очень трудно, особенно пожилым людям. Однажды в воскресенье Сашка собрался на каток. Оделся, взял коньки и вышел из дома.
Около подъезда стояли люди и о чем-то громко разговаривали. Сашка подошел ближе. Оказывается, соседка бабушка Оля подскользнулась и упала на дорожке около дома.
Все шумели и возмущались, кричали, что это безобразие, что нужно вызвать дворника и в домоуправление. Народу собиралось всё больше, возмущения звучали всё громче.
Вдруг Сашка услышал какой-то стук. Он оглянулся и увидел Сережку из соседнего подъезда. Маленьким ломиком он разбивал лед до самого асфальта, а рядом с ним лежал обычный домашний веник. Сашка взял веник и стал сметать льдинки, летящие из-под Сережкиного ломика. Вдвоем они быстро справились с обледенелой дорожкой, а народ все продолжал возмущаться и обсуждать работу дворника, и только маленькая хрупкая бабушка Оля, улыбаясь, смотрела на мальчишек и думала: "Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том , верно,мало толку."