Можете вы согласиться, что Лариса не может привлечь наше внимание, так как она не крупна, не колоритна как личность, в ней ничего общественно значимого? Могли бы вы назвать речи Ларисы банальными, смешными. Обоснуйте свое мнение.
Можете ли вы согласиться, что героиня демонстрирует опустошенность души? Если вы с этим согласны, то почему трудно винить в этом саму героиню?
Можете ли вы согласиться, что в определенный момент Лариса переживает «гнев, подавленность малодушие, ожесточение, злобу»? Аргументируйте свой ответ.
Согласны ли вы с мыслью автора, что Лариса – героиня « психологической драмы»?
.Чье отношение к героине вы считаете более логичным , правильным?
Главное лицо повести — Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, отрицательные качества, но автор не так однозначен в описании героя. Он сообщает читателю своеобразное кредо героя — «Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!”, говорит Германн. В этой фразе обозначена и цель героя и средства ее достижения. Но ли ему это ли он достичь того, к чему стремится?
Для начала, сравним его с тем обществом, в котором он существует, с персонажами, близкими ему по возрасту. Германн отличается от них, в том числе от Томского, так как остальным все дается легко. Германн же обречен на трудности, так как его достаток невелик. Для него деньги — символ успеха и власти, а не веселья и кутежа. Здесь так же важно обратить внимание на социальное положение Германна — он всего лишь военный инженер, по отношению к графине его статус очень низок. Поэтому карточная игра для него молниеносно взлететь вверх. Казалось бы, здесь нет места чувствам. Но автор намеренно вводит в сюжет Лизу. Ее характер тоже раскрывается в сопоставлении, по принципу антитезы с образом графини. Принцип антитезы прослеживается и в описании комнат. У графини пышная гостиная с китайскими обоями, золотыми лампадами, диванами и креслами. У Лизы крашеная кровать и сальная свеча. Все это заставляет нас сочувствовать героине. Поэтому Германн становится для нее не просто таинственным возлюбленным. Это надежда на освобождение от зависимости от властной графини, надежда на счастье.
А что она для Германна? Только лишь орудие пробраться к графине. Это тоже игра — один из главных мотивов всей повести. И карточная игра, и игра чувствами, любовные игры — все это пронизывает произведение.
Вообще вся повесть наполнена определенными образами, помимо игры можно отметить и значение числа три. Тройка очень часто встречается в тексте. Томский говорит Лизе, что на совести Германна, по крайней мере, три злодейства. Кроме того три карты, в которых кроется секрет, три главных героя, даже кредо Германна состоит из трех слов — расчёт, умеренность и трудолюбие. Даже жертвы у Германна три. Первая жертва — графиня, вторая — Лиза. Она, конечно, вышла замуж в финале повести, но, тем не менее, она пала жертвой своей любви к Германну, его предательства и обмана. И третья жертва — сам Германн.
Ф.М. Достоевский считал, что “Пиковая Дама” — это верх художественного совершенства. В повести переплелась реальность и фантастика. В художественный мир вводится мир человеческих страстей, ценностей и ориентиров человеческого поведения.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.
Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.
Как же пишется синквейн? Условия его написания таковы:
На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учителя при этом не только экономят время, но и проверяют одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.
Синквейны – превосходный контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно. Предлагаю познакомиться с несколькими синквейнами из моей собственной учительской практики. Ученики шестого класса составляли синквейны, посвящённые героям повести В. О. Богомолова «Иван».
Иван.
Храбрый, смелый.
Переплывает, мстит, разведывает.
Иван никогда не сдаст.
Разведчик.
(Отмечу, что за этот синквейн ученица получила «4», поскольку главный герой представлен ею весьма однобоко).
Иван.
Настоящий, храбрый.
Разведывает, убегает, погибает.
Мальчик, который служит Родине.
Разведка.
(Синквейн на более высокую оценку, поскольку в нём проведено более глубокое исследование характера и судьбы героя).
Гальцев.
Дисциплинированный, любознательный.
Служит, дарит, побеждает.
Держит своё обещание.
Солдат.
Титков.
Трусливый, корыстный.
Предаёт, сдаёт, получает.
Жажда наживы – источник зла.
Предатель.
А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если Вы легко можете составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – ваше его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.
Что же касается литературы, то для неё синквейны – это даже больше, чем метод контроля или запоминания. Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.