Греческие и римские мифологические предания о «жизни при Кроносе» и о «Сатурновом царстве» оказали весьма заметное влияние на формирование европейской социальной утопии. На примере сопоставительного текстологического анализа двух важнейших источников по теме гесиодовских «Трудов и дней» и «Метаморфоз» Овидия полезно выяснить насколько отчетливо они могли отражать те процессы в идеологии античного общества, которые имели место во времена жизни этих двух поэтов. Следует отметить, что термин «золотой век» в данном случае можно употреблять лишь весьма условно: у Гесиода в оригинале фигурирует «золотой род» , у Овидия — «золотое поколение» , и эта разница имеет под собой очень важные различия в понимании мифа. Дело в том, что само понятие «золотой век» впервые в античной литературе фиксируется только во второй половине I в. до н. э. , в «Энеиде» Вергилия. Анализ "золотого звена",призванного у обоих авторов олицетворять собою идеал первоначальной счастливой жизни человечества при Кроносе или Сатурне: Именно здесь содержится наибольшее количество утопических мотивов, оказавших важнейшее влияние на позднейшие социальные утопии «золотого века» . Прямые совпадения между двумя описаниями оказываются скорее исключениями, чем правилом: к ним можно отнести лишь указания на то, что земля самопроизвольно, без обработки приносила свои плоды, а люди жили тогда в счастливом покое. Остальные мотивы уже не имеют прямых аналогов, отражая своеобразие взглядов авторов на идеальное первоначальное состояние человечества. У Гесиода отмечаются в основном «самоценные» позитивные качества «жизни при Кроносе» : люди были всегда здоровы и даже смерть их была легка, трудились они ровно столько, сколько им хотелось, обладали многими стадами и обильными урожаями, «автоматически» производимыми самой землей. Эти люди не знали ни бед, ни тяжелых трудов, ни нужды, ни старости. Овидий, в отличие от Гесиода, делает акцент не на «позитивных» , а на «негативных» мотивах, отмечая пороки современности, которых не было при Сатурне. В результате складывается картина того, чего не хотел бы видеть поэт в идеализируемой эпохе. Это законы, суды и наказания, это мореплавание, чужеземные странствования и вспашка земли, строительство крепостей, изготовление оружия, войны. Так, указание на медные доски, на которых римляне публиковали законы, явно отражает реалии именно римской жизни. Заслуживает комментария и указание на отсутствие мореплавания: у «сухопутных» римлян было особенно обостренным чувство недоверия, неприязни к морским плаваниям, не только таящим в себе смертные опасности, но и приносящим роскошь, развращение нравов, ослабление сплоченности гражданской общины. Что же касается войн, то в отношении к ним также, видимо, отразились не только усилившиеся в римском обществе конца I в. до н. э. пацифистские настроения, но и личная неприязнь Овидия к военной службе. Основная «негативная» часть описания дополняется некоторыми «позитивными» мотивами, которые также не имеют аналогов у Гесиода. «Золотое поколение» почитало верность, добросовестность и правильность, справедливость) добровольно. Питанием ему служили плоды, в изобилии производимые столь же добровольно землей. На земле была вечная весна, когда текли молочные реки и реки нектара, а из цветущего дуба сочились золотистые капли меда. Главный вывод может быть таким: в описании жизни при Сатурне Овидий выражает утопическую идеализацию не только сказочной «страны изобилия» , но и общества, лишенного многих нравственных пороков и развращающих «достижений» цивилизации. Именно это противопоставление «золотого поколения» современному римскому обществу, несомненно, является наиболее важным смысловым компонентом всей мифологической композиции у Овидия.
2. В пословицах и поговорках отражается мудрость народа, накопленный за долгие годы полезный опыт.
3. Точно неизвестно, когда именно впервые на Руси появились первые пословицы и поговорки. Скажем так: в глубокой древности. Во всяком случае, когда на Руси появились первые летописи (а это 11 век), то в них летописцы включали пословицы и поговорки.
4. Пословица - это краткое изречение, имеющее поучительный, назидательный смысл.
5. Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка.
6. Самый известный сборник составил Владимир Иванович Даль.
7. Этот сборник назывался так: «Пословицы русского народа» (подзаголовок: «Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, загадок, поверий и проч.»). В нём около 32 000 пословиц, поговорок и метких слов.
8. Поговорка - это образное, яркое выражение, которое метко говорит о чём-то.
9. Отличия:
а) пословица - это законченное предложение, а поговорка - словосочетание;
б) пословица - это предложение с поучительным смыслом, а поговорка - просто яркое, образное выражение;
в) в пословицах есть ритм и рифма, а в поговорках этого нет.
Например:
Не зная броду, не суйся в воду. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (пословицы)
остаться с носом, медвежья услуга (поговорки)
г) пословицы употребляются самостоятельно как законченные предложения, а поговорки включаются в предложения в виде "кусочков", словосочетаний:
Сравни: За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.(пословица) - Кот Базилио и лиса Алиса оставили глупого и доверчивого Буратино с носом. (это поговорка, она включена в предложение)
На примере сопоставительного текстологического анализа двух важнейших источников по теме гесиодовских «Трудов и дней» и «Метаморфоз» Овидия полезно выяснить насколько отчетливо они могли отражать те процессы в идеологии античного общества, которые имели место во времена жизни этих двух поэтов.
Следует отметить, что термин «золотой век» в данном случае можно употреблять лишь весьма условно: у Гесиода в оригинале фигурирует «золотой род» , у Овидия — «золотое поколение» , и эта разница имеет под собой очень важные различия в понимании мифа. Дело в том, что само понятие «золотой век» впервые в античной литературе фиксируется только во второй половине I в. до н. э. , в «Энеиде» Вергилия.
Анализ "золотого звена",призванного у обоих авторов олицетворять собою идеал первоначальной счастливой жизни человечества при Кроносе или Сатурне:
Именно здесь содержится наибольшее количество утопических мотивов, оказавших важнейшее влияние на позднейшие социальные утопии «золотого века» . Прямые совпадения между двумя описаниями оказываются скорее исключениями, чем правилом: к ним можно отнести лишь указания на то, что земля самопроизвольно, без обработки приносила свои плоды, а люди жили тогда в счастливом покое. Остальные мотивы уже не имеют прямых аналогов, отражая своеобразие взглядов авторов на идеальное первоначальное состояние человечества.
У Гесиода отмечаются в основном «самоценные» позитивные качества «жизни при Кроносе» : люди были всегда здоровы и даже смерть их была легка, трудились они ровно столько, сколько им хотелось, обладали многими стадами и обильными урожаями, «автоматически» производимыми самой землей. Эти люди не знали ни бед, ни тяжелых трудов, ни нужды, ни старости.
Овидий, в отличие от Гесиода, делает акцент не на «позитивных» , а на «негативных» мотивах, отмечая пороки современности, которых не было при Сатурне. В результате складывается картина того, чего не хотел бы видеть поэт в идеализируемой эпохе. Это законы, суды и наказания, это мореплавание, чужеземные странствования и вспашка земли, строительство крепостей, изготовление оружия, войны. Так, указание на медные доски, на которых римляне публиковали законы, явно отражает реалии именно римской жизни. Заслуживает комментария и указание на отсутствие мореплавания: у «сухопутных» римлян было особенно обостренным чувство недоверия, неприязни к морским плаваниям, не только таящим в себе смертные опасности, но и приносящим роскошь, развращение нравов, ослабление сплоченности гражданской общины. Что же касается войн, то в отношении к ним также, видимо, отразились не только усилившиеся в римском обществе конца I в. до н. э. пацифистские настроения, но и личная неприязнь Овидия к военной службе.
Основная «негативная» часть описания дополняется некоторыми «позитивными» мотивами, которые также не имеют аналогов у Гесиода. «Золотое поколение» почитало верность, добросовестность и правильность, справедливость) добровольно. Питанием ему служили плоды, в изобилии производимые столь же добровольно землей. На земле была вечная весна, когда текли молочные реки и реки нектара, а из цветущего дуба сочились золотистые капли меда. Главный вывод может быть таким: в описании жизни при Сатурне Овидий выражает утопическую идеализацию не только сказочной «страны изобилия» , но и общества, лишенного многих нравственных пороков и развращающих «достижений» цивилизации. Именно это противопоставление «золотого поколения» современному римскому обществу, несомненно, является наиболее важным смысловым компонентом всей мифологической композиции у Овидия.
1. Пословицы и поговорки придумал народ.
2. В пословицах и поговорках отражается мудрость народа, накопленный за долгие годы полезный опыт.
3. Точно неизвестно, когда именно впервые на Руси появились первые пословицы и поговорки. Скажем так: в глубокой древности. Во всяком случае, когда на Руси появились первые летописи (а это 11 век), то в них летописцы включали пословицы и поговорки.
4. Пословица - это краткое изречение, имеющее поучительный, назидательный смысл.
5. Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка.
6. Самый известный сборник составил Владимир Иванович Даль.
7. Этот сборник назывался так: «Пословицы русского народа» (подзаголовок: «Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, загадок, поверий и проч.»). В нём около 32 000 пословиц, поговорок и метких слов.
8. Поговорка - это образное, яркое выражение, которое метко говорит о чём-то.
9. Отличия:
а) пословица - это законченное предложение, а поговорка - словосочетание;
б) пословица - это предложение с поучительным смыслом, а поговорка - просто яркое, образное выражение;
в) в пословицах есть ритм и рифма, а в поговорках этого нет.
Например:
Не зная броду, не суйся в воду. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (пословицы)
остаться с носом, медвежья услуга (поговорки)
г) пословицы употребляются самостоятельно как законченные предложения, а поговорки включаются в предложения в виде "кусочков", словосочетаний:
Сравни: За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.(пословица) - Кот Базилио и лиса Алиса оставили глупого и доверчивого Буратино с носом. (это поговорка, она включена в предложение)