...Над Енисеем солнечно мерцало. Сквозь это мерцание едва проглядывали красные жерла известковых печей, полыхающих по ту сторону реки. Тени скал лежали недвижно на воде, и
светом их размыкало, рвало в клочья, будто старое тряпье. Железнодорожный мост в городе,
видимый из нашего села в ясную погоду, колыхался тонким кружевцем, и, если долго смотреть
на него, кружевце истоньшалось и рвалось.
Оттуда, из-за моста, должна приплыть бабушка. Что только будет! И зачем я так сделал?
Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чем
не думай.
А теперь что? Надеяться теперь не на что. Разве что на нечаянное какое избавление. Может,
лодка опрокинется и бабушка утонет? Нет уж, лучше пусть не опрокидывается. Мама утонула.
Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек. И меня некому. Левонтий
только пьяный жалеет да еще дедушка – и всё, бабушка только кричит, еще нет-нет да
поддаст – у нее не задержится. Главное, дедушки нет. На заимке дедушка. Он бы не дал меня
в обиду. Бабушка и на него кричит: «Потатчик! Своим всю жизнь потачил, теперь этого!..» –
«Дедушка ты дедушка, хоть бы ты в баню мыться приехал, хоть бы просто так приехал и взял
бы меня с собою!»
– Ты чего нюнишь? – наклонился ко мне Санька с озабоченным
видом.
– Ничего-о-о! – голосом я давал понять, что это он, Санька, довел меня до такой жизни.
- Ништя-ак! – утешил меня Санька. – Не ходи домой, и все!
Заройся в сено и притаись. Петровна видела у твоей матери глаз приоткрытый, когда ее
хоронили. Боится, ты тоже утонешь. Вот она как запричитает: «Утону-у-ул мой дитятко,
спокинул меня, сиротиночка», – ты тут и вылезешь!..
– Не буду так делать! – запротестовал я. – И слушаться тебя не буду!..
– Ну и лешак с тобой! Об тебе же стараются. Во! Клюнуло! У тебя клюнуло!
Я свалился с яра, переполошив береговушек в дырках, и рванул удочку. Попался окунь. Потом
ерш. Подошла рыба, начался клев. Мы наживляли червяков, закидывали. <...>
Вдруг за ближним каменным бычком защелкали по дну кованые шесты, из-за мыса показалась
лодка. <...> Она ближе, ближе.
Вот уж кормовой двинул шестом, и лодка кивнула в сторону от наших удочек. И тут я увидел
сидящего на беседке еще одного человека. Полушалок на голове, концы его пропущены под
мышки и крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет
кофта. Вынималась эта кофта из сундука по большим праздникам и по случаю поездки в
город.
Я рванул от удочек к яру... <...>
– Держи его! – крикнули из лодки, и я не заметил, как оказался на верхнем конце села, куда и
одышка, всегда меня мучающая, девалась! Я долго отдыхивался и скоро обнаружил –
подступает вечер... на всякий случай подался к двоюродному братишке Кеше, дяди Ваниному
сыну, жившему здесь, на верхнем краю села.
Мне повезло. Возле дяди Ваниного дома играли в лапту. Я ввязался в игру и пробегал до
темноты. Появилась тетя Феня, Кешкина мать, и спросила меня:
– Ты почему домой не идешь? Бабушка потеряет тебя.
– Не-е, – ответил я как можно беспечнее. – Она в город уплыла. Может, ночует там. Тетя Феня
предложила мне поесть, и я с радостью смолотил все, что она мне дала... <...> после чего
взяла за
руку и отвела домой. В нашей избе уже не было свету. Тетя Феня постучала в окно.
«Не заперто!» –
Продолжи чтение в учебнике.
2. Анализируем прочитанное
1. Что чувствовал мальчик, ожидая приезда бабушки?
2. Какой совет дал ему левонтьевский Санька?
3. Где провел целый день мальчик?
4. За что бабушка ругала внука?
5. Как помирились бабушка и внук?
Почему,
Объяснение:
Экспозиция (от латинского expositio — изложение, объяснение) — предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция мотивирует поведение персонажей. Экспозиция может быть прямой, то есть стоящей в начале произведения, или задержанной, то есть находиться в середине или конце произведения. Например, сведения о жизни Чичикова до его приезда в губернский город даны в последней главе первого тома «Мертвых душ» Гоголя. Задержанная экспозиция обычно придает произведению таинственность, неясность.
Завязка — это событие, которое является началом действия. Завязка или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создает («завязывает») конфликты. Например, завязкой в комедии Гоголя «Ревизор» является получение городничим письма, в котором сообщается о приезде ревизора.
Кульминация (от латинского сulmen — вершина) — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме. Так, в драме Островского «Гроза» кульминация — признание Катерины. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести напряжение действия только к одной кульминации. Кульминация является самым острым проявлением конфликта и в то же время подготавливает развязку действия.
Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Такова, например, так называемая немая сцена в «Ревизоре» Н. Гоголя, где «развязаны» все сюжетные узлы комедии и дана завершающая оценка характеров персонажей. Развязка может разрешать конфликт (Фонвизин «Недоросль»), но может и не устранять конфликтных ситуаций (в «Горе от ума» Грибоедова, в «Евгении Онегине» Пушкина главные герои остаются в сложных ситуациях).
Эпилог (от греческого epilogos — послесловие) — всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» сообщает о том, как изменился на каторге Раскольников.
ДАВНЬОІНДІЙСЬКИЙ МІФ ПРО СТВОРЕННЯ НОЧІ
(переказ Ольги Бондарук)
Коли Яма помер, Ямі *, його сестра й кохана, невтішно проливала багато сліз і не було кінця її горю. Дарма боги намагалися полегшити тягар її скорботи. На всі їхні вмовляння та напучування вона відповідала: «Але ж він помер лише сьогодні!» А тоді ще не було ні дня, ні ночі. Боги сказали: «Так вона про нього не забуде. Ми створимо ніч!» І вони створили ніч. І ніч минула, і настав ранок; і вона забула про нього. Відтоді кажуть: «Зміна ночі й дня приносить забуття горя».
Відповідь:
Пояснення: