«Мещерская сторона» - эта поэма в прозе великого художника слова Константина Паустовского, посвященного любимому им краю.
В этом краю, по словам писателя, нет особенных богатств и красот. Только прозрачный воздух, окутывающий огромные мещерские болота, луга, лесные реки и каналы, озера. Здесь можно увидеть сосновые боры, цветущие луга, или уже стога, пахнущие скошенной травой. Эту увиденную картину Мещерской стороны Паустовский сравнивает с картинами Левитана по своей скромной простоте. Но не в ней ли вся прелесть русской природы? Это ведь такое разнообразие красок, видов и форм, хотя совершенно незаметное с первого взгляда.
Писатель так нежно вспоминает о ночевках в стогу сена в октябре, когда вокруг идет уже достаточно холодный дождь, порывами налетает ветер – а в середине тепло, как в запертой комнате.
Сказкой звучит шум ветра над гигантскими соснами, когда их вершины «гнутся вслед пролетающим облакам». И вдруг там же так торжественно тихо, что можно за километр услышать бубенчик заблудившейся коровы. Вообще звуки края достаточно подробно описаны в рассказах. Читатель явственно слышит стук дятла, вой волков, свист иволги, крики других лесных птиц – и не забыты автором звуки гармоники вечерней порой, утреннее пение деревенских петухов и колотушка сторожа по ночам.
Темные воды озер по-своему привлекают не скрывающего свою любовь к этому краю писателя. Описание огромных мещерских болот, укрытых мхом, изредка ольхой и осиной наполняет душу спокойной тишиной, которую еще усиливает запах можжевельника и вереска. Поднимаешь голову – и видишь косяк журавлей или звезды, такие знакомые в этих широтах.
Паустовский пишет, что «нарушил обычай географов». Потому как те начинают описание какой-либо местности с точного указания широты и долготы, дают четкие границы. А он просто упоминает, что Мещерская сторона лежит между Владимиром и Рязанью, и до Москвы недалеко. Является этот край частью некогда «великого пояса хвойных лесов», тянущихся от Полесья до Урала. Когда то в этих лесах от набегов монголо-татар древняя Русь
Однажды весной я сидел в Мариинском парке и читал «Остров сокровищ» Стивенсона. Сестра Галя сидела рядом и тоже читала. Ее летняя шляпа с зелёными лентами, лежала на скамейке. Ветер шевелил ленты, Галя была близорукая, очень доверчивая, и вывести её из добродушного состояния было почти невозможно. Утром дождь, но сейчас над нами блистало чистое небо весны. Только с сирени слетали запоздалые капли дождя. Девочка с бантами в волосах остановилась против нас и начала прыгать через верёвочку. Она мне мешала читать. Я потряс сирень. Маленький дождь шумно посыпался на девочку и на Галю. Девочка показала мне язык и убежала, а Галя стряхнула с книги капли дождя и продолжала читать. И вот в эту минуту я увидел человека, который надолго отравил меня мечтами о несбыточном моем будущем. По аллее легко шёл высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой чёрный палаш висел у него на лакированном поясе. Чёрные ленточки с бронзовыми якорями развевались от тихого ветра. Он был весь в чёрном. Только яркое золото нашивок оттеняло его строгую форму. В сухопутном Киеве, где мы почти не видели моряков, это был пришелец из далёкого легендарного мира крылатых кораблей, фрегата «Паллада» , из мира всех океанов, морей, всех портовых городов, всех ветров и всех очарований, какие связаны были с живописным трудом мореплавателей. Старинный палаш с черным эфесом как будто появился в Мариинском парке со страниц Стивенсона. Гардемарин мимо, хрустя по песку. Я поднялся и пошёл за ним. Галя по близорукости не заметила моего исчезновения. Вся моя мечта о море воплотилась в этом человеке. Я часто воображал себе моря, туманные и золотые от вечернего штиля, далёкие плаванья, когда весь мир сменяется, как быстрый калейдоскоп, за стёклами иллюминатора. Боже мой, если бы кто-нибудь догадался подарить мне хотя бы кусок окаменелой ржавчины, отбитой от старого якоря! Я бы хранил его, как драгоценность. Гардемарин оглянулся. На чёрной ленточке его бескозырки я прочёл загадочное слово: «Азимут» . Позже я узнал, что так назывался учебный корабль Балтийского флота. Я шёл за ним по Елизаветинской улице, потом по Институтской и Николаевской. Гардемарин изящно и небрежно отдавал честь пехотным офицерам. Мне было стыдно перед ним за этих мешковатых киевских вояк. Несколько раз гардемарин оглядывался, а на углу Меринговской остановился и подозвал меня. — Мальчик, — спросил он насмешливо, — почему вы тащились за мной на буксире? Я покраснел и ничего не ответил. — Все ясно: он мечтает быть моряком, — догадался гардемарин, говоря почему-то обо мне в третьем лице. — Я близорукий, — ответил я упавшим голосом. Гардемарин положил мне на плечо худую руку. — Дойдём до Крещатика. Мы пошли рядом. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина. На Крещатике гардемарин зашёл со мной в кофейную Семадени, заказал две порции фисташкового мороженого и два стакана воды. Нам подали мороженое на маленький трёхногий столик из мрамора. Он был очень холодный и весь исписан цифрами: у Семадени собирались биржевые дельцы и подсчитывали на столиках свои прибыли и убытки. Мы молча съели мороженое. Гардемарин достал из бумажника фотографию великолепного корвета с парусной оснасткой и широкой трубой и протянул мне. — Возьмите на память. Это мой корабль. Я ходил на нем в Ливерпуль. Он крепко мне руку и ушёл. Я посидел ещё немного, пока на меня не начали оглядываться потные соседи в канотье. Тогда я неловко вышел и побежал в Мариинский парк. Скамейка была пуста. Галя ушла. Я догадался, что гардемарин меня и впервые узнал, что жалость оставляет в душе горький осадок. После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет. Я рвался к морю. Первый раз я видел его мельком в Новороссийске, куда ездил на несколько дней с отцом. Но этого было недостаточно. Часами я просиживал над атласом, рассматривал побережья океанов, выискивал неизвестные приморские городки, мысы, острова, устья рек.
«Мещерская сторона» - эта поэма в прозе великого художника слова Константина Паустовского, посвященного любимому им краю.
В этом краю, по словам писателя, нет особенных богатств и красот. Только прозрачный воздух, окутывающий огромные мещерские болота, луга, лесные реки и каналы, озера. Здесь можно увидеть сосновые боры, цветущие луга, или уже стога, пахнущие скошенной травой. Эту увиденную картину Мещерской стороны Паустовский сравнивает с картинами Левитана по своей скромной простоте. Но не в ней ли вся прелесть русской природы? Это ведь такое разнообразие красок, видов и форм, хотя совершенно незаметное с первого взгляда.
Писатель так нежно вспоминает о ночевках в стогу сена в октябре, когда вокруг идет уже достаточно холодный дождь, порывами налетает ветер – а в середине тепло, как в запертой комнате.
Сказкой звучит шум ветра над гигантскими соснами, когда их вершины «гнутся вслед пролетающим облакам». И вдруг там же так торжественно тихо, что можно за километр услышать бубенчик заблудившейся коровы. Вообще звуки края достаточно подробно описаны в рассказах. Читатель явственно слышит стук дятла, вой волков, свист иволги, крики других лесных птиц – и не забыты автором звуки гармоники вечерней порой, утреннее пение деревенских петухов и колотушка сторожа по ночам.
Темные воды озер по-своему привлекают не скрывающего свою любовь к этому краю писателя. Описание огромных мещерских болот, укрытых мхом, изредка ольхой и осиной наполняет душу спокойной тишиной, которую еще усиливает запах можжевельника и вереска. Поднимаешь голову – и видишь косяк журавлей или звезды, такие знакомые в этих широтах.
Паустовский пишет, что «нарушил обычай географов». Потому как те начинают описание какой-либо местности с точного указания широты и долготы, дают четкие границы. А он просто упоминает, что Мещерская сторона лежит между Владимиром и Рязанью, и до Москвы недалеко. Является этот край частью некогда «великого пояса хвойных лесов», тянущихся от Полесья до Урала. Когда то в этих лесах от набегов монголо-татар древняя Русь
Утром дождь, но сейчас над нами блистало чистое небо весны. Только с сирени слетали запоздалые капли дождя.
Девочка с бантами в волосах остановилась против нас и начала прыгать через верёвочку. Она мне мешала читать. Я потряс сирень. Маленький дождь шумно посыпался на девочку и на Галю. Девочка показала мне язык и убежала, а Галя стряхнула с книги капли дождя и продолжала читать.
И вот в эту минуту я увидел человека, который надолго отравил меня мечтами о несбыточном моем будущем.
По аллее легко шёл высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой чёрный палаш висел у него на лакированном поясе. Чёрные ленточки с бронзовыми якорями развевались от тихого ветра. Он был весь в чёрном. Только яркое золото нашивок оттеняло его строгую форму.
В сухопутном Киеве, где мы почти не видели моряков, это был пришелец из далёкого легендарного мира крылатых кораблей, фрегата «Паллада» , из мира всех океанов, морей, всех портовых городов, всех ветров и всех очарований, какие связаны были с живописным трудом мореплавателей. Старинный палаш с черным эфесом как будто появился в Мариинском парке со страниц Стивенсона.
Гардемарин мимо, хрустя по песку. Я поднялся и пошёл за ним. Галя по близорукости не заметила моего исчезновения.
Вся моя мечта о море воплотилась в этом человеке. Я часто воображал себе моря, туманные и золотые от вечернего штиля, далёкие плаванья, когда весь мир сменяется, как быстрый калейдоскоп, за стёклами иллюминатора. Боже мой, если бы кто-нибудь догадался подарить мне хотя бы кусок окаменелой ржавчины, отбитой от старого якоря! Я бы хранил его, как драгоценность.
Гардемарин оглянулся. На чёрной ленточке его бескозырки я прочёл загадочное слово: «Азимут» . Позже я узнал, что так назывался учебный корабль Балтийского флота.
Я шёл за ним по Елизаветинской улице, потом по Институтской и Николаевской. Гардемарин изящно и небрежно отдавал честь пехотным офицерам. Мне было стыдно перед ним за этих мешковатых киевских вояк.
Несколько раз гардемарин оглядывался, а на углу Меринговской остановился и подозвал меня.
— Мальчик, — спросил он насмешливо, — почему вы тащились за мной на буксире?
Я покраснел и ничего не ответил.
— Все ясно: он мечтает быть моряком, — догадался гардемарин, говоря почему-то обо мне в третьем лице.
— Я близорукий, — ответил я упавшим голосом. Гардемарин положил мне на плечо худую руку.
— Дойдём до Крещатика.
Мы пошли рядом. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина.
На Крещатике гардемарин зашёл со мной в кофейную Семадени, заказал две порции фисташкового мороженого и два стакана воды. Нам подали мороженое на маленький трёхногий столик из мрамора. Он был очень холодный и весь исписан цифрами: у Семадени собирались биржевые дельцы и подсчитывали на столиках свои прибыли и убытки.
Мы молча съели мороженое. Гардемарин достал из бумажника фотографию великолепного корвета с парусной оснасткой и широкой трубой и протянул мне.
— Возьмите на память. Это мой корабль. Я ходил на нем в Ливерпуль.
Он крепко мне руку и ушёл. Я посидел ещё немного, пока на меня не начали оглядываться потные соседи в канотье. Тогда я неловко вышел и побежал в Мариинский парк. Скамейка была пуста. Галя ушла. Я догадался, что гардемарин меня и впервые узнал, что жалость оставляет в душе горький осадок.
После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет. Я рвался к морю. Первый раз я видел его мельком в Новороссийске, куда ездил на несколько дней с отцом. Но этого было недостаточно.
Часами я просиживал над атласом, рассматривал побережья океанов, выискивал неизвестные приморские городки, мысы, острова, устья рек.