Написать анализ в виде сочинения по плану.
стихотворение: тютчев «смотри как роща »
план анализа стихотворения.
1. автор, название.
2. создания (год, кому посвящено, черновика).
3. жанр стихотворения.
4. тема стихотворения. художественные образы.
5. идея стихотворения, чувства нм вызванные. 6.1
6. композиция:
* разделено на несколько частей;
основе антитеза это цельное по композиции произведение;
центральная область стихотворения.
7. строфика:
двустишне;
* трехстишие;
четверостишне (катрен); пятистишие (abaab); шестистишие (aabecb) / секстина (ababcc); восьмистишие (октава) (abababcc); онегинская строфа (ababccddeffedd);
(aba beb cdc ded);
триалет (abaaabab)
* сонет (состоит из 14 стихов, написанных 5/6 стопным ямбом);
венок сонетов (цикл из 14 сонетов);
o abba abba ccd eed - французская последовательность o abab efe fg - последовательность c abba abba ced eed - последовательность
александрийский стих (бстопный ямб); белый стих (5стопный ямб, нет рифмы, есть уитм); вольный стих (есть ритм, м/б рифма); свободный стих ( нет рифмы, ритма); версе - рифмованная проза;
3. рифма:
парная (смежная)-aabb, опоясывающая (кольцевая)-abba, перекрестная-авав";
мужская (ударение - на последний слог: vl), женская (ударение - на предпоследний слог: 10), дактилическая (ударение - на второй с конца слог: /uv).
9. стихотворный размер:
ямб (+1), хорей (1-);
трехсложные
(
амфибрахий ( анапест (vvl); (см) - стопа, потерявшая добавочное ударение спондей ( 11 ) - двусложная стопа получившая добавочное ударенне.
10. художественные приёмы, используемые автором с целью:
у ярче и выразительнее раскрыть идею, выразить свои чувства, отношение изображаемому,
создать определённую обстановку эпитеты, метафоры, олицетворение, сра гротеск, гипербола, литота, аллегория, ннверсня, ирония, сарказм, повтор, обращение, звукопись, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзне(опущение служебных частей речи), элипе (пропуск слова), метонимия( переносное значение слов на основе смежности: идёт розовая шляпка),синекдоха(переносное значение слов по колличеству: швед, колет, рубит, режет).
11. поэтической лексики:
арханзмы (, старославянизмы),
слова,
a неологизмы,
варваризмы (заимствованные слова), вульгаризмы, просторечные слова, диалектизмы,
* синонимы, антонимы, омонимы, паронны,
библейские образы, слова возвышенного стиля.
12. интонация
величественная, спокойная, радостная, гордая, торжественная, печальная, скорбная, грустная, медленная, быстрая, весёлая…
создаётся с звукописи, эпитетов, однородных членов, обращений, повтора одной и той же части речи, вопросительных н восклицательных предложений, риторических вопросов, анафоры.
13. общий вывод:
с какой целью написано стихотворение;
каких авторских чувствах можно сказать;
v что автор хотел сказать в своём стихотворении;
своё отношение.
Читаешь знаменитое “Шепот, робкое дыханье...” и ощущаешь волшебство фетовского языка: он передает невыразимое.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье Сонного ручья...
Именно это стихотворение стало “самым фетовским”, своеобразной поэтической визитной карточкой. Ведь это просто чудо! Стихотворение построено практически на одних назывных предложениях, во всяком случае, там нет ни одного глагола, а приход утра — передается, движение человеческих душ — передается. Только предметы и явления, которые следуют одно за другим. В то же время предметным и вещественным стихотворение не назовешь. Это и есть, может быть, самое удивительное и неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у нас не конкретное представление о самой вещи, а ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны, главный смысл — между словами, за словами. Именно за словами, подтекстом развивается и основная тема стихотворения: чувство любви, чувство тончайшее, невыразимое:
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы, И
заря, заря!..
Так о любви до Фета еще никто не писал. Тема старая, более того — вечная. А от фетовских строк веет свежестью и новизной. Сам поэт как-то заметил, что под новизною подразумевает не показ каких-то новых предметов или явлений, а их новое освещение волшебным фонарем прекрасного искусства.
Или опять же известнейшее стихотворение “Я пришел к тебе с приветом...”:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся...
Необычно уже само начало стихотворения, необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. Ведь начальная фраза фетовского стихотворения несколько неточная и даже не совсем правильная: “Я пришел к тебе с приветом, Рассказать...”. Позволил бы себе так сказать Пушкин? Но именно эта неточность рождает не только неожиданное, но и яркое, волнующее впечатление. У читателя невольно создается ощущение, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, а они появляются сами. И это оказывает сильное художественное воздействие.
Меня завораживает музыка его лирики. Она как бы создает дополнительные смысловые оттенки. Вот перед нами предстает русская весна:
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
О звуках "весны в этих строчках не сказано ничего, а мы их слышим. Сама мелодика стихотворения, мажорная, напевная, рождает ассоциации с пением птиц, со звоном ручья, с вольным дуновением ветра. И все эти звуки сливаются в радостный гимн весне.
Фет слышит музыку природы даже в ночной тишине. Это сладкая музыка тайны:
Ночь нема, как дух бесплотный,
Теплый воздух онемел...
Деревенская зима представлена уже другой мелодией:
Вот утро севера - сонливое, скупое -
Лениво смотрится в окно волоковое
; В печи трещит огонь — и серый дым ковром
Тихонько стелется над кровлею с коньком.
Строчки у стихотворения длинные, неторопливые, ритм замедлен паузами тире — ведь изображается именно долгое, “сонливое” зимнее утро.
Поэт очень музыкален, его стих часто уже самим подбором звуков создает у нас то или иное настроение. “Что не выскажешь словами, звуком на душу навей”, — писал Фет. Его поэзия завораживает нас своим звучанием. Она отражает живую жизнь, одновременно раскрывая и внутренний мир человека, и красоту русской природы, выражает радость и светлую восторженность.