Перу замечательного русского поэта и писателя А. С. Пушкина принадлежит много образов романтических, смелых, мужественных и благородных героев. Владимир Дубровский — один из них. Владимир — потомственный дворянин, молодой, образованный. Он единственной сын своего отца Андрея Гавриловича Дубровского, извести его своей добропорядочностью, честным и неподкупным характером. Едва завершив службу Владимир переносит две тяжелее для него утраты: смерть отца и потерю родового имения. Несмотря на обрушившиеся на него несчастья, молодой человек не падает духом своих крепостных от расправы, он уводит их в лес и становится предводителем отряда разбойников, быстро прославившегося своим странным благородством: они никого не убивали, а грабили только богатых. Настойчиво и верно идет Дубровский к своей главной цели — отомстить виновнику всех своих бед Кириле Петровичу Троекурову. Однако судьба подготовила ему новое испытание — любовь к Маше Троекуровой. В своем стремлении сделать девушку счастливой, не омрачать ее жизни потерей родных ей людей, Владимир готов отказаться от своего намерения. Любовь к Маше толкает Дубровского на дерзкие и отчаянные поступки: он хитростью проникает в дом Троекуровых и даже умудряется завоевать расположение и уважение самого барина. К сожалению, удача не всегда сопутствует молодому благородному разбойнику. Волей обстоятельств Маша выходит замуж за старого князя, а след самого Дубровского теряется в неизвестности. Однако память о нем, наверняка, надолго останется в сердцах людей, знакомых с ним, и даже узнавших о нем со страниц известной повести А. С. Пушкина.
В наружности Шарикова ясно проявляется, что он «стоит на самой низшей ступени развития»: «У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности... Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка». Единственное, что могло бы сделать из Шарикова нормального члена общества — постоянная учеба, стремление усвоить хотя бы элементарные правила культуры. Но все попытки оказываются бесплодными, потому что в дело воспитания Шарикова вмешивается Швондер. Внутренней сущности люмпена и рецидивиста Клима Чугункина удивительным образом оказывается созвучной социальная демагогия Швондера, и вот уже вчерашняя собака рассуждает: «Ухватили животную, исполосовали Ножиком голову, а теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно... и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить?»
Налицо резкая деградация интеллекта: бродячая дворняжка стоит на более высоком уровне развития, нежели «вселившийся» в ее тело Клим Чугункин. Вспомним — собака чувствует благодарность к своему называет профессора «божеством». Даже те «безобразия», которые творит собака, — разодранное чучело совы, разбитая фотография — выглядят естественными и безобидными по сравнению с теми безобразиями, которые творит Шариков: бросается на котов, заливает водой квартиру, кусает женщину. Собака же Шарик, в отличие от Шарикова, обладает разбираться в людях: именно он дает первую и чрезвычайно выразительную характеристику Преображенского как «человека умственного труда», который спокоен и независим потому, что «вечно сыт», Шарик с уважением относится к графу Толстому, замирает, когда слышит арию из оперы «Аида», не любит жестоких людей. Он может поделиться своими мыслями о «свободе воли», вспомнить, причем вполне уместно, о «Садах Семирамиды». Словарь, интонации и темы рассуждений Шарика — это лексика и размышления интеллигентного человека.
Налицо резкая деградация интеллекта: бродячая дворняжка стоит на более высоком уровне развития, нежели «вселившийся» в ее тело Клим Чугункин. Вспомним — собака чувствует благодарность к своему называет профессора «божеством». Даже те «безобразия», которые творит собака, — разодранное чучело совы, разбитая фотография — выглядят естественными и безобидными по сравнению с теми безобразиями, которые творит Шариков: бросается на котов, заливает водой квартиру, кусает женщину. Собака же Шарик, в отличие от Шарикова, обладает разбираться в людях: именно он дает первую и чрезвычайно выразительную характеристику Преображенского как «человека умственного труда», который спокоен и независим потому, что «вечно сыт», Шарик с уважением относится к графу Толстому, замирает, когда слышит арию из оперы «Аида», не любит жестоких людей. Он может поделиться своими мыслями о «свободе воли», вспомнить, причем вполне уместно, о «Садах Семирамиды». Словарь, интонации и темы рассуждений Шарика — это лексика и размышления интеллигентного человека.