Термин «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый» и связан с принципами подражания образам. По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров» , трагедия, ода и эпопея относились к «высоким жанрам» , и должны были разрабатывать особенно важные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отображать только возвышенные, героические стороны жизни. «Высоким жанрам» противостояли «низкие» : комедия, басня, сатира и другие, призванные отражать современную действительность.
Каждому жанру соответствовала своя тематика (подбор тем) , и каждое произведение строилось по правилам, для этого выработанным. Смешивать в произведении приемы различных литературных жанров строго запрещалось.
Наиболее разрабатываемыми жанрами в период классицизма были трагедии, поэмы и оды.
Гаврила Романович Державин — крупнейший поэт XVIII в. , один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии.
К гражданским одам Державина примыкает знаменитое стихотворение «Властителям и судиям» (1787), которое любил декламировать Ф. М. Достоевский на литературных чтениях. Рукописный сборник с этим произведением в 1795 г. Державин поднес императрице. Однако вместо благодарности последовала немилость. Екатерина перестала замечать Державина, придворные избегали с ним встречи. Наконец, один из приятелей Державина Я. И. Булгаков спросил поэта: «Что ты, братец, пишешь за якобинские стихи? » — «Царь Давид, — сказал Державин, — не был якобинец, следовательно, песни его не могут быть никому противными» . Ссылка на Библию — не пустая отговорка. Стихотворение «Властителям и судиям» действительно представляет собой переложение 81-го псалма царя Давида. Но по-своему был прав и Я. И. Булгаков. «...Во время Французской революции, — пишет Державин, — в Париже сей самый псалом был якобинцами перефразирован и пет по улицам для подкрепления народного возмущения против Людовика XVI».Но сам поэт узнал об этом значительно позже.
Стихотворение «Властителям и судиям» отличается предельно ясной композицией. Оно состоит из семи четверостиший и делится на две части, В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы, «на лица сильных не взирать» , защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников — «исторгнуть бедных из оков» . Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа: «Не внемлют! — видят и не знают! Покрыты мздою очеса... » . Равнодушие и корыстолюбие власть имущих вызывают гнев поэта, и в последних трех строфах он требует наказания виновных. Во избежание недоразумения сразу же заметим, что речь идет не о революционном возмездии, как это показалось напуганной якобинским террором Екатерине II. Поэт лишь напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и, следовательно, рано или поздно предстанут перед божьим судом. Но загробный суд кажется поэту слишком далеким, и в последнем четверостишии он умоляет бога покарать виновных, не дожидаясь их смерти. В Библии этот мотив сурового наказания царей отсутствует» Завершающие стихи библейского псалма призывают бога вместо несправедливого людского суда утвердить свой суд, и только: «...восстань, боже, суди землю, ибо ты наследуешь все народы» . У Державина последняя строфа содержит в себе призыв к беспощадной каре земных властителей:
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли! .
Гражданская поэзия, облеченная в библейскую форму, перейдет из XVIII в XIX век. Вслед за стихотворением «Властителям и судиям» появятся пушкинский и лермонтовский «Пророк» , произведение Грибоедова «Давид» , а также переложения псалмов поэтами-декабристами.
Всё проходит, да не всё забывается. (И.А.Бунин "Темные аллеи")
Все проходит, да не все забывается. Именно эту мысль нам пытается донести И. А. Бунин в своем рассказе “Темные аллеи”. Рассказ входит в одноименный сборник новелл, написанных в период эмиграции писателя. Это произведение зрелого, состоявшегося автора. Произведение о настоящей, но несчастной любви.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете (А.И.Куприн"Гранатовый браслет")
В произведении идет речь о чистой, самоотверженной, но безответной любви бедного телеграфиста Желткова к княгине Вере Шеиной. По моему мнению, это была любовь, никак не сумасшествие. Доказательством этого служит прощальное письмо героя: « Я бесконечно благодарен вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую богу было угодно за что-то меня вознаградить» .
Термин «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый» и связан с принципами подражания образам. По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров» , трагедия, ода и эпопея относились к «высоким жанрам» , и должны были разрабатывать особенно важные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отображать только возвышенные, героические стороны жизни. «Высоким жанрам» противостояли «низкие» : комедия, басня, сатира и другие, призванные отражать современную действительность.
Каждому жанру соответствовала своя тематика (подбор тем) , и каждое произведение строилось по правилам, для этого выработанным. Смешивать в произведении приемы различных литературных жанров строго запрещалось.
Наиболее разрабатываемыми жанрами в период классицизма были трагедии, поэмы и оды.
Гаврила Романович Державин — крупнейший поэт XVIII в. , один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии.
К гражданским одам Державина примыкает знаменитое стихотворение «Властителям и судиям» (1787), которое любил декламировать Ф. М. Достоевский на литературных чтениях. Рукописный сборник с этим произведением в 1795 г. Державин поднес императрице. Однако вместо благодарности последовала немилость. Екатерина перестала замечать Державина, придворные избегали с ним встречи. Наконец, один из приятелей Державина Я. И. Булгаков спросил поэта: «Что ты, братец, пишешь за якобинские стихи? » — «Царь Давид, — сказал Державин, — не был якобинец, следовательно, песни его не могут быть никому противными» . Ссылка на Библию — не пустая отговорка. Стихотворение «Властителям и судиям» действительно представляет собой переложение 81-го псалма царя Давида. Но по-своему был прав и Я. И. Булгаков. «...Во время Французской революции, — пишет Державин, — в Париже сей самый псалом был якобинцами перефразирован и пет по улицам для подкрепления народного возмущения против Людовика XVI».Но сам поэт узнал об этом значительно позже.
Стихотворение «Властителям и судиям» отличается предельно ясной композицией. Оно состоит из семи четверостиший и делится на две части, В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы, «на лица сильных не взирать» , защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников — «исторгнуть бедных из оков» . Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа: «Не внемлют! — видят и не знают! Покрыты мздою очеса... » . Равнодушие и корыстолюбие власть имущих вызывают гнев поэта, и в последних трех строфах он требует наказания виновных. Во избежание недоразумения сразу же заметим, что речь идет не о революционном возмездии, как это показалось напуганной якобинским террором Екатерине II. Поэт лишь напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и, следовательно, рано или поздно предстанут перед божьим судом. Но загробный суд кажется поэту слишком далеким, и в последнем четверостишии он умоляет бога покарать виновных, не дожидаясь их смерти. В Библии этот мотив сурового наказания царей отсутствует» Завершающие стихи библейского псалма призывают бога вместо несправедливого людского суда утвердить свой суд, и только: «...восстань, боже, суди землю, ибо ты наследуешь все народы» . У Державина последняя строфа содержит в себе призыв к беспощадной каре земных властителей:
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли! .
Гражданская поэзия, облеченная в библейскую форму, перейдет из XVIII в XIX век. Вслед за стихотворением «Властителям и судиям» появятся пушкинский и лермонтовский «Пророк» , произведение Грибоедова «Давид» , а также переложения псалмов поэтами-декабристами.
Всё проходит, да не всё забывается. (И.А.Бунин "Темные аллеи")
Все проходит, да не все забывается. Именно эту мысль нам пытается донести И. А. Бунин в своем рассказе “Темные аллеи”. Рассказ входит в одноименный сборник новелл, написанных в период эмиграции писателя. Это произведение зрелого, состоявшегося автора. Произведение о настоящей, но несчастной любви.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете (А.И.Куприн"Гранатовый браслет")
В произведении идет речь о чистой, самоотверженной, но безответной любви бедного телеграфиста Желткова к княгине Вере Шеиной. По моему мнению, это была любовь, никак не сумасшествие. Доказательством этого служит прощальное письмо героя: « Я бесконечно благодарен вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую богу было угодно за что-то меня вознаградить» .