тургенев не зря назвал своего героя «самым замечательным лицом» из всех дворовых людей. автор видит в нем богатыря. герасим был одарен "необычайной силой, он работал за четверых-дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него". тургенев словно любуется своим героем, его силой и жадностью к труду. он сравнивает герасима с молодым быком и огромным деревом, которое выросло на плодородной земле. герасим отличается аккуратностью и ответственностью к порученному делу. он содержит в чистоте свою каморку и двор. подробное описание каморки немого немного подчеркивает его нелюдимость. "он не любил, чтобы к нему ходили", и поэтому всегда запирал свою каморку на замок. но несмотря на свой грозный вид и богатырскую силу, у герасима было доброе сердце, способное любить и сочувствовать. необщительный герасим вызывает не только страх, но и уважение у дворни за добросовестный труд, терпение и доброту. "он их понимал, в точности исполнял все приказания, но и прав свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице". и у барыни герасим вызывает не только страх, но и уважение. "она его жаловала как верного и сильного сторожа". немой, также как и вся дворня, побаивается старую барыню, старается ей угодить, точно исполняя ее приказы. но оставаясь верным слугой, он не теряет чувство собственного достоинства.
будучи крепостным, он сохранил чувство человеческого достоинства, способность на самостоятельный и смелый поступок. его уход — это протест против власти человека над человеком, против крепостничества
в сказке "повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
изображены два генерала. это бывшие чиновники, которые дослужились до генеральского звания. всю жизнь они служили «в какой-то регистратуре» , которую впоследствии «за ненадобностью» . «там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали» . генералы настолько глупы и невежественны, что не знают, где восток и где запад, и думают, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею » . только попав на необитаемый остров, генералы узнают, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт» , и догадываются, что «если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить» .
всю жизнь генералы провели за чтением и писанием никому не нужных канцелярских бумаг. ничего иного делать они не умеют и, оказавшись на острове, где «рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают» , в ручьях рыба кишит, а на деревьях плоды висят, чуть не умирают с голоду и едва не становятся . бездельники, привыкшие к паразитической жизни, они даже не сомневаются в своём праве на чужой труд и убеждены в том, что если бы им удалось найти мужика, то «он бы… сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы» . уверены они и в том, что «мужик везде есть, стоит только поискать его! » после долгих. поисков они находят мужика, который спал под деревом и, как им кажется, «самым нахальным образом уклонялся от работы» .
народ, говорит своей сказкой сатирик, создаёт все блага жизни, но в эксплуататорском обществе они достаются угнетателям. генералы и олицетворяют в сказке мир угнетателей, мужик - народ и его судьбу.
угнетатели жадны и злы, тупы и ленивы, и трусливы, народ бескорыстен и добр, находчив и трудолюбив, отзывчив и смел. но на наглость и жестокость угнетателей он отвечает не возмущением и протестом, а терпением и покорностью. с горькой иронией рассказывает сатирик о том, как «громаднейший мужичина» безропотно трудился на генералов.
«и зачал он перед ними действовать. полез сперва наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потёр их друг об дружку - и извлёк огонь. потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. наконец, развёл огонь и напёк столько разной провизии, что генералам даже пришло на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку? » .
народ мастер на все руки, и мужик в сказке вскоре изловчился даже в пригоршне суп варить. когда же соскучившиеся генералы «начали… нудить мужика» , чтобы доставил он их в петербург, выстроил мужик «корабль - не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть» , и перевез генералов в петербург. в петербурге генералы в казначействе столько «денег загребли» , что «того ни в сказке сказать, ни пером описать» .
«однако, - с уничтожающим презрением заканчивает щедрин сказку, - и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина! » .
«повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил» щедрин воспитывал ненависть к тунеядцам и эксплуататорам, бросающим народу жалкие подачки. но в этой ранней своей сказке писатель осмеял не только паразитизм господствующих классов. революционный демократ, единомышленник чернышевского, добролюбова и некрасова, он как бы обращался к народу с тем же вопросом, с каким к народу обращался некрасов: "чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел? "
с горечью и болью говорил щедрин о долготерпении народа и его покорности угнетателям, о том, что по приказу генералов мужик свил верёвку и «этой верёвкой генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг» .
гневное обличение дармоедов-эксплуататоров, осуждение народной пассивности и покорности, призыв к тому, чтобы народ сбросил со своих плеч угнетателей, уничтожил несправедливый и бесчеловечный строй, - таков идейный смысл произведения.
ответ:
тургенев не зря назвал своего героя «самым замечательным лицом» из всех дворовых людей. автор видит в нем богатыря. герасим был одарен "необычайной силой, он работал за четверых-дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него". тургенев словно любуется своим героем, его силой и жадностью к труду. он сравнивает герасима с молодым быком и огромным деревом, которое выросло на плодородной земле. герасим отличается аккуратностью и ответственностью к порученному делу. он содержит в чистоте свою каморку и двор. подробное описание каморки немого немного подчеркивает его нелюдимость. "он не любил, чтобы к нему ходили", и поэтому всегда запирал свою каморку на замок. но несмотря на свой грозный вид и богатырскую силу, у герасима было доброе сердце, способное любить и сочувствовать. необщительный герасим вызывает не только страх, но и уважение у дворни за добросовестный труд, терпение и доброту. "он их понимал, в точности исполнял все приказания, но и прав свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице". и у барыни герасим вызывает не только страх, но и уважение. "она его жаловала как верного и сильного сторожа". немой, также как и вся дворня, побаивается старую барыню, старается ей угодить, точно исполняя ее приказы. но оставаясь верным слугой, он не теряет чувство собственного достоинства.
будучи крепостным, он сохранил чувство человеческого достоинства, способность на самостоятельный и смелый поступок. его уход — это протест против власти человека над человеком, против крепостничества
объяснение:
ответ:
в сказке "повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
изображены два генерала. это бывшие чиновники, которые дослужились до генеральского звания. всю жизнь они служили «в какой-то регистратуре» , которую впоследствии «за ненадобностью» . «там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали» . генералы настолько глупы и невежественны, что не знают, где восток и где запад, и думают, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею » . только попав на необитаемый остров, генералы узнают, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт» , и догадываются, что «если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить» .
всю жизнь генералы провели за чтением и писанием никому не нужных канцелярских бумаг. ничего иного делать они не умеют и, оказавшись на острове, где «рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают» , в ручьях рыба кишит, а на деревьях плоды висят, чуть не умирают с голоду и едва не становятся . бездельники, привыкшие к паразитической жизни, они даже не сомневаются в своём праве на чужой труд и убеждены в том, что если бы им удалось найти мужика, то «он бы… сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы» . уверены они и в том, что «мужик везде есть, стоит только поискать его! » после долгих. поисков они находят мужика, который спал под деревом и, как им кажется, «самым нахальным образом уклонялся от работы» .
народ, говорит своей сказкой сатирик, создаёт все блага жизни, но в эксплуататорском обществе они достаются угнетателям. генералы и олицетворяют в сказке мир угнетателей, мужик - народ и его судьбу.
угнетатели жадны и злы, тупы и ленивы, и трусливы, народ бескорыстен и добр, находчив и трудолюбив, отзывчив и смел. но на наглость и жестокость угнетателей он отвечает не возмущением и протестом, а терпением и покорностью. с горькой иронией рассказывает сатирик о том, как «громаднейший мужичина» безропотно трудился на генералов.
«и зачал он перед ними действовать. полез сперва наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потёр их друг об дружку - и извлёк огонь. потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. наконец, развёл огонь и напёк столько разной провизии, что генералам даже пришло на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку? » .
народ мастер на все руки, и мужик в сказке вскоре изловчился даже в пригоршне суп варить. когда же соскучившиеся генералы «начали… нудить мужика» , чтобы доставил он их в петербург, выстроил мужик «корабль - не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть» , и перевез генералов в петербург. в петербурге генералы в казначействе столько «денег загребли» , что «того ни в сказке сказать, ни пером описать» .
«однако, - с уничтожающим презрением заканчивает щедрин сказку, - и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина! » .
«повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил» щедрин воспитывал ненависть к тунеядцам и эксплуататорам, бросающим народу жалкие подачки. но в этой ранней своей сказке писатель осмеял не только паразитизм господствующих классов. революционный демократ, единомышленник чернышевского, добролюбова и некрасова, он как бы обращался к народу с тем же вопросом, с каким к народу обращался некрасов: "чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел? "
с горечью и болью говорил щедрин о долготерпении народа и его покорности угнетателям, о том, что по приказу генералов мужик свил верёвку и «этой верёвкой генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг» .
гневное обличение дармоедов-эксплуататоров, осуждение народной пассивности и покорности, призыв к тому, чтобы народ сбросил со своих плеч угнетателей, уничтожил несправедливый и бесчеловечный строй, - таков идейный смысл произведения.
объяснение: