Иван Сергеевич Тургенев в своих произведениях создает многочисленную галерею образов, исследует психологию их поведения. В повести «Ася» и романе «Дворянское гнездо» перед читателями предстают культурные, образованные представители дворянского сословия, не к решительным действиям даже во имя личного счастья. Позорное малодушие проявляет господин N, герой повести «Ася». Он теряется перед пылкой и искренней, восторженной и порывистой девушкой на сильное и глубокое чувство, оно пугает его. В этой повести Тургенев развенчивает иллюзию о том, что дворянство играет руководящую роль в обществе. Отмечая особенности литературных героев-дворян в произведениях Тургенева, Чернышевский замечал, что они малодушно отступают перед практическими действиями, которых требует от них история. Убедительным подтверждением этому наблюдению Чернышевского является роман Тургенева «Дворянское гнездо». Главный герой романа — Федор Иванович Лаврецкий глубоко симпатичен автору, наделившему его умом и отзывчивой душой, чутким сердцем и пытливым умом. Лаврецкий ностальгически вспоминает о молодости, о родине, рассуждает о долге и будущем России. Роман Тургенева грустно-поэтичен. Салтыков-Щедрин отмечал, что в романе «Дворянское гнездо» «светлая поэзия разлита в каждом звуке». Тургенев хотел в этом романе воспеть все лучшее, что он видел в передовой части дворянства. Но честный художник вынужден был признать, что в этой среде даже самые умные и честные, искренние и самоотверженные люди не противостоять жизненным обстоятельствам. Правда, Лаврецкий намеревается активно действовать, «пахать землю», изменить уклад хозяйства, он даже «упрочил быт своих крестьян». Но итог его деятельности звучит в горьких фразах героя: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!» Показывая лучшего представителя дворянской интеллигенции, Тургенев не забывает, что большинство их погрязло в разврате, пошлости и жестокости. Они безжалостно угнетают народ. В этих условиях невозможно безмятежное счастье для человека с чуткой душой и отзывчивым сердцем. Его возлюбленная Лиза Калити-на «уходит в монастырь отмаливать не только свои грехи, но и прегрешения своего класса». Но ее жертва ничего не может переменить в обществе, где благоденствуют пошлые и развратные люди, подобные Паншину и жене Лаврецкого Варваре Павловне. Показывая погубленную судьбу Лизы, Тургенев обвиняет общество, убивающее все чистое и возвышенное, что появляется в нем. Мне кажется, что в этом романе и повести «Ася» Тургенев с мягкой грустью простился с лучшими, хотя и «бесполезными» представителями дворянского сословия, писатель увидел новый класс, идущий на смену отжившему крепостничеству. «Что ждать от нового поколения?» —задает вопрос автор устами Лаврецкого. Автору и его герою хочется верить, что придут новые, деятельные люди, молодые и энергичные, не уставшие от жизни вершить великие дела.
Позорное малодушие проявляет господин N, герой повести «Ася». Он теряется перед пылкой и искренней, восторженной и порывистой девушкой на сильное и глубокое чувство, оно пугает его. В этой повести Тургенев развенчивает иллюзию о том, что дворянство играет руководящую роль в обществе.
Отмечая особенности литературных героев-дворян в произведениях Тургенева, Чернышевский замечал, что они малодушно отступают перед практическими действиями, которых требует от них история. Убедительным подтверждением этому наблюдению Чернышевского является роман Тургенева «Дворянское гнездо».
Главный герой романа — Федор Иванович Лаврецкий глубоко симпатичен автору, наделившему его умом и отзывчивой душой, чутким сердцем и пытливым умом. Лаврецкий ностальгически вспоминает о молодости, о родине, рассуждает о долге и будущем России. Роман Тургенева грустно-поэтичен. Салтыков-Щедрин отмечал, что в романе «Дворянское гнездо» «светлая поэзия разлита в каждом звуке».
Тургенев хотел в этом романе воспеть все лучшее, что он видел в передовой части дворянства. Но честный художник вынужден был признать, что в этой среде даже самые умные и честные, искренние и самоотверженные люди не противостоять жизненным обстоятельствам. Правда, Лаврецкий намеревается активно действовать, «пахать землю», изменить уклад хозяйства, он даже «упрочил быт своих крестьян». Но итог его деятельности звучит в горьких фразах героя: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»
Показывая лучшего представителя дворянской интеллигенции, Тургенев не забывает, что большинство их погрязло в разврате, пошлости и жестокости. Они безжалостно угнетают народ. В этих условиях невозможно безмятежное счастье для человека с чуткой душой и отзывчивым сердцем. Его возлюбленная Лиза Калити-на «уходит в монастырь отмаливать не только свои грехи, но и прегрешения своего класса». Но ее жертва ничего не может переменить в обществе, где благоденствуют пошлые и развратные люди, подобные Паншину и жене Лаврецкого Варваре Павловне. Показывая погубленную судьбу Лизы, Тургенев обвиняет общество, убивающее все чистое и возвышенное, что появляется в нем.
Мне кажется, что в этом романе и повести «Ася» Тургенев с мягкой грустью простился с лучшими, хотя и «бесполезными» представителями дворянского сословия, писатель увидел новый класс, идущий на смену отжившему крепостничеству.
«Что ждать от нового поколения?» —задает вопрос автор устами Лаврецкого. Автору и его герою хочется верить, что придут новые, деятельные люди, молодые и энергичные, не уставшие от жизни вершить великие дела.