Прекрасная царевна и счастливый карла» - это своеобразное обобщение Н. М. Карамзина накопленного опыта в области использования фольклора. Повесть-сказка «Прекрасная царевна и счастливый карла» имеет два вступления: начало повести – сентиментальное обращение автора к читателям; непосредственное действие «старинной сказки» начинается со сказочного зачина: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь добрый человек, отец единой дочери, царевны прекрасной, милой сердцу родителя, любезной всякому чувствительному сердцу, редкой, несравненной»
В повести противопоставлены «некоторое царство» и «тридесятое царство» , откуда приезжают свататься царевичи. Н. М. Карамзину с этого противопоставления удалось подчеркнуть обособленность нравственного мира героини: ей чужд материальный мир женихов, так как она любит красивого душою карла.
В соответствии с типологией сказочных героинь, прекрасная царевна сочетает в себе черты «мудрой девы» , Елены Прекрасной: «Все сироты в пространной области Царя доброго человека называли ее матерью, и даже те, которых сама природа угнетала, несчастные, лишенные здравия, облегчались ее целительною рукою, ибо Царевна совершенно знала науку врачевания, тайные силы трав и минералов, рос небесных и ключей подземных. как лучшее произведение искусной природы
Прекрасная царевна полюбила «безобразного придворного» карлу, ради этой любви она готова пожертвовать всем: «Родитель мой! умертви меня или отдай за любезного, милого, бесценного карлу! Никогда не буду супругою другого. Душа моя живет его душою, сердце мое его сердцем. В жизни и смерти мы неразлучны» Придворный карла – это чувствительный герой, образованный, музыкально одаренный. «богатырство» , сила героя проявляются не совсем обычно, как у героев русских сказок: «Когда варвары под начальством гигантского царя своего, как грозная буря, приближались к нашему государству; когда серп выпал из рук устрашенного поселянина и бледный пастух в ужасе бежал от стада своего, тогда юный карла, один и безоружен, с масличною ветвию явился в стане непрятельском и запел сладостную песнь мира; умиление изобразилось на лицах варварских, царь их бросил меч из руки своей, обнял песнопевца… » Добро и красота одержали победу, как этого и требовала сказочная мораль: «Карла жил долго и счастливо с прекрасною своею супругою» Повесть отразила народные представления о добре и зле...
Н. М. Карамзина накопленного опыта в области использования фольклора.
Повесть-сказка «Прекрасная царевна и счастливый карла» имеет два
вступления: начало повести – сентиментальное обращение автора к читателям;
непосредственное действие «старинной сказки» начинается со сказочного
зачина: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь добрый
человек, отец единой дочери, царевны прекрасной, милой сердцу родителя,
любезной всякому чувствительному сердцу, редкой, несравненной»
В повести противопоставлены «некоторое царство» и «тридесятое
царство» , откуда приезжают свататься царевичи.
Н. М. Карамзину с
этого противопоставления удалось подчеркнуть обособленность
нравственного мира героини: ей чужд материальный мир женихов, так как она
любит красивого душою карла.
В соответствии с типологией сказочных героинь, прекрасная царевна сочетает в
себе черты «мудрой девы» , Елены Прекрасной: «Все сироты в пространной
области Царя доброго человека называли ее матерью, и даже те, которых сама
природа угнетала, несчастные, лишенные здравия, облегчались ее
целительною рукою, ибо Царевна совершенно знала науку врачевания, тайные силы трав и минералов, рос небесных и ключей подземных.
как лучшее произведение искусной природы
Прекрасная царевна полюбила «безобразного придворного» карлу, ради этой любви она готова пожертвовать всем: «Родитель мой! умертви меня или отдай
за любезного, милого, бесценного карлу! Никогда не буду супругою другого.
Душа моя живет его душою, сердце мое его сердцем. В жизни и смерти мы
неразлучны»
Придворный карла – это чувствительный герой, образованный, музыкально одаренный.
«богатырство» , сила героя проявляются не совсем обычно, как у героев
русских сказок: «Когда варвары под начальством гигантского царя своего, как
грозная буря, приближались к нашему государству; когда серп выпал из рук
устрашенного поселянина и бледный пастух в ужасе бежал от стада своего,
тогда юный карла, один и безоружен, с масличною ветвию явился в стане
непрятельском и запел сладостную песнь мира; умиление изобразилось на
лицах варварских, царь их бросил меч из руки своей, обнял песнопевца… »
Добро и красота одержали победу, как этого и требовала сказочная мораль: «Карла жил долго и счастливо с прекрасною
своею супругою»
Повесть отразила народные представления о добре и зле...