С первых строк поэт дает понять, что он «сын пасмурных небес полуночной страны», что перед читателем предстанет русский пейзаж и национальный характер. Довольно много восклицаний сменяют лишь два вопроса. «Уныние» поздней осени рассеивается «радостью» первого снега. Отсюда парадоксальное сочетание зимы, мороза с весельем и приливом жизненных сил. Лексика возвышенная, нейтральная и разговорная. Поэт щедро раздает нелестные эпитеты осени, чтобы еще выгоднее оттенить начало зимы: все вокруг было «кладбищем», «пугалищем», вотчиной «крикливых вранов». Даже дуб — и тот был точно «обнаженный труп».
А на «празднике зимы» все преображается и природа как бы улыбается. Тут-то и начинается потеха: забавы, охота. А затем — прогулки в санях с красавицей. Время, когда молодость «и жить торопится, и чувствовать спешит»: это один из афоризмов стихотворения. Затем поэт углубляется в тенета любовных переживаний. Как всякий молодой человек, он разочарован в любви, сердце его много раз было разбито. В конце элегии поэт утверждает, что и все прелести весны не в силах заменить ему «сердца любимую пору». Он вновь радостными кликами приветствует «первенца зимы».
Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.
А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.
Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.
С.Есенин.
В стихотворении четко видно обозначение только одного цвета: серовато-белого - "седые облака". Но много ли красок зимой, да еще в метель?
Тем не менее, картина вполне ясная. "мохнатый лес" это белый снег на ветках придал ему такую пушистость, тем более, что лес - "сосняк". Это сразу вносит в изобразительную палитру темные охряные и сизо-зеленые тона.
Метель разыгрывается, у села она уже бушует. Снежный покров не ровный, одинаково белый, а подобен встряхиваемому шелковому ковру, т.е. белый, но с переливами и тенями.
"Мерзлое окно" - оно же на просвет серое, с голубоватыми ледяными разводами!
А противопоставление настоящей зимы и будущей весны рождает представление о желтом "солнечном" цвете, рождающим целый спектр, если смотреть на солнце вприщур.
С первых строк поэт дает понять, что он «сын пасмурных небес полуночной страны», что перед читателем предстанет русский пейзаж и национальный характер. Довольно много восклицаний сменяют лишь два вопроса. «Уныние» поздней осени рассеивается «радостью» первого снега. Отсюда парадоксальное сочетание зимы, мороза с весельем и приливом жизненных сил. Лексика возвышенная, нейтральная и разговорная. Поэт щедро раздает нелестные эпитеты осени, чтобы еще выгоднее оттенить начало зимы: все вокруг было «кладбищем», «пугалищем», вотчиной «крикливых вранов». Даже дуб — и тот был точно «обнаженный труп».
А на «празднике зимы» все преображается и природа как бы улыбается. Тут-то и начинается потеха: забавы, охота. А затем — прогулки в санях с красавицей. Время, когда молодость «и жить торопится, и чувствовать спешит»: это один из афоризмов стихотворения. Затем поэт углубляется в тенета любовных переживаний. Как всякий молодой человек, он разочарован в любви, сердце его много раз было разбито. В конце элегии поэт утверждает, что и все прелести весны не в силах заменить ему «сердца любимую пору». Он вновь радостными кликами приветствует «первенца зимы».
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
С.Есенин.
В стихотворении четко видно обозначение только одного цвета: серовато-белого - "седые облака". Но много ли красок зимой, да еще в метель?
Тем не менее, картина вполне ясная. "мохнатый лес" это белый снег на ветках придал ему такую пушистость, тем более, что лес - "сосняк". Это сразу вносит в изобразительную палитру темные охряные и сизо-зеленые тона.
Метель разыгрывается, у села она уже бушует. Снежный покров не ровный, одинаково белый, а подобен встряхиваемому шелковому ковру, т.е. белый, но с переливами и тенями.
"Мерзлое окно" - оно же на просвет серое, с голубоватыми ледяными разводами!
А противопоставление настоящей зимы и будущей весны рождает представление о желтом "солнечном" цвете, рождающим целый спектр, если смотреть на солнце вприщур.