В течение четырех лет войны не было ни одного хоть сколько-нибудь значительного события, которое не находило бы немедленного отражения в литературе. Произведения тех лет на военную тему создавались буквально по горячим следам. Эту прозу называют «лейтенантской», что многое говорит о ее авторах.
Вячеслав Кондратьев — фронтовик, свидетель и участник описываемых им событий. Его первая же повесть «Сашка» оказалась удачной. «История «Сашки» — это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности — солдатской»,— так сказал о повести Кондратьева К. Симонов.
Герой повести — Сашка, простой деревенский парень двадцати двух-двадцати трех лет. Его молодость выпала на нелегкое для страны время. Прежнее представление Сашки о войне резко отличается от того, чем война в действительности оказалась. Проводя своего героя через многие испытания, автор раскрывает читателю его характер. Показателен в этом отношении эпизод с валенками. Рискуя собственной жизнью, Сашка решает достать валенки для ротного. Ротного ему жалко. «Для себя ни за что бы не полез»,— замечает герой. Писатель подчеркивает добродушие и бескорыстие Сашки, его любовь к ближнему.
Сообразительным, смелым, ловким показывает себя герой, когда неожиданно появляются немцы. Сначала у него перехватывает дыхание, затем он приходит в себя, начинает быстро соображать и предпринимает решительное действие: «резанул длинной очередью по немцам». Мужественно выглядит герой на фоне «битой-перебитой» роты, которая, едва получив приказ, с удовольствием ретируется за овраг. Сашка же бросается на ротному. Идя с ним в атаку и заметив, что у того расстрелян диск, Сашка отдает ротному свой, не думая о своей жизни. У него одно желание: «настичь немцев и обязательно перестрелять их».
Кульминационным моментом повести является схватка героя с немцем и то, что последовало дальше. С горячей ненавистью бросается герой на врага и, несмотря на разницу сил, побеждает его. Однако после захвата немца Сашка вдруг замечает, что пленник — его ровесник, такой же молодой, такой же, наверное, жизнелюбивый, да и «на вид он прямо русский». Сочувствие проникает в сердце Сашки. В обращении с немцем герой ведет себя гуманно, замечая, что «не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться». Сашка не только сам не применяет насилия, он против того, чтобы другие пользовались своей «страшной властью». Подробно Кондратьев описывает Сашкины мытарства, которые он переносит ради одного — сохранения жизни врагу. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь,— но цена человеческой жизни не умалялась от этого в его сознании». И это определяющая черта в образе Сашки — умение в нечеловеческих условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе заслон какой или преграда, преступить которую он не в силах». «Ну, Сашок... Ты человек...» — говорят о нем товарищи.
Человечен Сашка и к своим, и к чужим. Снова рискуя собственной жизнью, он приводит к раненому солдату, которому он дал слово санитаров. Не может обмануть человека Сашка, крепко держит свое слово, дорожит человеческий жизнью.
Сложно складываются взаимоотношения героя с Зиной. После первой же встречи привязавшись к ней, Сашка надеется и с ее стороны увидеть любовь и преданность. Снова повстречав Зину, герой обнаруживает, что она любит другого. Сашка находит в себе мужество простить ей все, потому что он ее понимает: Зина молодая, ей надо как-то устраивать свою жизнь, и никакой уверенности в том, что Сашка с войны вернется, у нее нет. «Неосудима Зина... Просто война» — делает заключение герой.
Понимание свойственно Сашке и в других эпизодах. Предельно корректно ведет он себя с местным населением по пути своего следования, зная: осуждать их за негостеприимство нельзя — война. Герой умеет найти к человеку подход, знает, как не обидеть его.
Когда в госпитале происходит конфликт из-за качества пищи, он обнаруживает необыкновенную смелость, беря на себя чужую вину. Сашка понимает, что друг его, Володька очень горяч нравом и может наделать глупостей, а он, Сашка, «благоразумнее», а потому попытается как-то сгладить сложившуюся ситуацию. О наказании за содеянное герой не думает, главное для него друга.
Когда очарованный красотой подснежника Жора подрывается на мине, Сашка, ни минуты не раздумывая, бросается за отброшенной в сторону его шапкой. Не собственная жизнь волнует его в этот момент, а осознание долга перед товарищем: накрыть его лицо и отдать таким образом последнюю дань уважения. Сашка снова не думает о себе, проявляет к самопожертвованию.
На вокзале герой знакомится с двумя девушками, отправляющимися на фронт. Им жаль израненного, измученного Сашку, а Сашке — их. Он отлично понимает, что ждет этих юных, не нюхавших пороху девчат там, на передовой, и проявляет огромное
В течение четырех лет войны не было ни одного хоть сколько-нибудь значительного события, которое не находило бы немедленного отражения в литературе. Произведения тех лет на военную тему создавались буквально по горячим следам. Эту прозу называют «лейтенантской», что многое говорит о ее авторах.
Вячеслав Кондратьев — фронтовик, свидетель и участник описываемых им событий. Его первая же повесть «Сашка» оказалась удачной. «История «Сашки» — это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности — солдатской»,— так сказал о повести Кондратьева К. Симонов.
Герой повести — Сашка, простой деревенский парень двадцати двух-двадцати трех лет. Его молодость выпала на нелегкое для страны время. Прежнее представление Сашки о войне резко отличается от того, чем война в действительности оказалась. Проводя своего героя через многие испытания, автор раскрывает читателю его характер. Показателен в этом отношении эпизод с валенками. Рискуя собственной жизнью, Сашка решает достать валенки для ротного. Ротного ему жалко. «Для себя ни за что бы не полез»,— замечает герой. Писатель подчеркивает добродушие и бескорыстие Сашки, его любовь к ближнему.
Сообразительным, смелым, ловким показывает себя герой, когда неожиданно появляются немцы. Сначала у него перехватывает дыхание, затем он приходит в себя, начинает быстро соображать и предпринимает решительное действие: «резанул длинной очередью по немцам». Мужественно выглядит герой на фоне «битой-перебитой» роты, которая, едва получив приказ, с удовольствием ретируется за овраг. Сашка же бросается на ротному. Идя с ним в атаку и заметив, что у того расстрелян диск, Сашка отдает ротному свой, не думая о своей жизни. У него одно желание: «настичь немцев и обязательно перестрелять их».
Кульминационным моментом повести является схватка героя с немцем и то, что последовало дальше. С горячей ненавистью бросается герой на врага и, несмотря на разницу сил, побеждает его. Однако после захвата немца Сашка вдруг замечает, что пленник — его ровесник, такой же молодой, такой же, наверное, жизнелюбивый, да и «на вид он прямо русский». Сочувствие проникает в сердце Сашки. В обращении с немцем герой ведет себя гуманно, замечая, что «не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться». Сашка не только сам не применяет насилия, он против того, чтобы другие пользовались своей «страшной властью». Подробно Кондратьев описывает Сашкины мытарства, которые он переносит ради одного — сохранения жизни врагу. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь,— но цена человеческой жизни не умалялась от этого в его сознании». И это определяющая черта в образе Сашки — умение в нечеловеческих условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе заслон какой или преграда, преступить которую он не в силах». «Ну, Сашок... Ты человек...» — говорят о нем товарищи.
Человечен Сашка и к своим, и к чужим. Снова рискуя собственной жизнью, он приводит к раненому солдату, которому он дал слово санитаров. Не может обмануть человека Сашка, крепко держит свое слово, дорожит человеческий жизнью.
Сложно складываются взаимоотношения героя с Зиной. После первой же встречи привязавшись к ней, Сашка надеется и с ее стороны увидеть любовь и преданность. Снова повстречав Зину, герой обнаруживает, что она любит другого. Сашка находит в себе мужество простить ей все, потому что он ее понимает: Зина молодая, ей надо как-то устраивать свою жизнь, и никакой уверенности в том, что Сашка с войны вернется, у нее нет. «Неосудима Зина... Просто война» — делает заключение герой.
Понимание свойственно Сашке и в других эпизодах. Предельно корректно ведет он себя с местным населением по пути своего следования, зная: осуждать их за негостеприимство нельзя — война. Герой умеет найти к человеку подход, знает, как не обидеть его.
Когда в госпитале происходит конфликт из-за качества пищи, он обнаруживает необыкновенную смелость, беря на себя чужую вину. Сашка понимает, что друг его, Володька очень горяч нравом и может наделать глупостей, а он, Сашка, «благоразумнее», а потому попытается как-то сгладить сложившуюся ситуацию. О наказании за содеянное герой не думает, главное для него друга.
Когда очарованный красотой подснежника Жора подрывается на мине, Сашка, ни минуты не раздумывая, бросается за отброшенной в сторону его шапкой. Не собственная жизнь волнует его в этот момент, а осознание долга перед товарищем: накрыть его лицо и отдать таким образом последнюю дань уважения. Сашка снова не думает о себе, проявляет к самопожертвованию.
На вокзале герой знакомится с двумя девушками, отправляющимися на фронт. Им жаль израненного, измученного Сашку, а Сашке — их. Он отлично понимает, что ждет этих юных, не нюхавших пороху девчат там, на передовой, и проявляет огромное