Роман Михаила Булгакова "Мастер и маргарита" является величайшим литературным явлением 20 века. Культовое и невероятное загадочное произведение остается и по сей день востребованным.
Действие романа происходит в трех мирах: в мире Вечности, в Москве в сталинскую эпоху (1920-1930-е гг.) и в городе Ершалаим в Иудее во времена Иисуса Христа
Мир Москвы представлен реальным и в то же время фантастическим. В повествовании упоминаются Патриаршие пруды, Садовая улица. Но те события, которые происходят благодаря Воланду и его свите, подчеркивают нереальность, фантастичность и гротескность. Стоит отметить, что мир Москвы в отношении пространственных отношений шире, чем мир Ершалаима. Например, Лиходеев перемещается из Москвы с Ялту, Поплавский приезжает в Москву из Киева. Это говорит о том, что Москва – олицетворение всей России.
Шире всех миров является мир Вечности, так как при его описании не упоминается конкретное пространство. Оно вне определенного времени и вне определенного пространства. На это указывает то, что Воланд был у Понтия Пилата, и то, что он вместе со своей свитой находится в Москве, где происходят многочисленные сверхъестественные события.
Важно, что в начале произведения раскрываются мир Москвы 30-х гг. и мир Ершалаима, который становится предметом описания в романе Мастера. Лишь ближе к финалу произведения миры сливаются воедино, и особое внимание уделяется миру Вечности. Маргарита и безымянный Мастер уходят из мира Москвы и переходят в мир Вечности. Читатели узнают о том, что в мире Вечности находится и Иешуа, и Левий Матвей, и Понтий Пилат, ожидающий встречи с философом-бродягой.
Во время презентации в Музее печати Санкт-Петербурга автору был задан вопрос из зала: не опасался ли он в годы Перестройки, что «Москва 2042» устареет раньше времени?
«Я честно не хотел, чтобы эта книга оказалась предсказанием, – начал Владимир Войнович. – Когда я ее писал, я относился к ней как к предостережению. Я, как бы, обращался к советскому обществу и к его вождям с таким посылом: если вы и дальше будете идти таким путем, то вот к чему вы придете.
В девяностые годы общество предприняло попытку уйти в сторону с этого пути, но потом вернулось назад, и идет по тем же рельсам, что и ранее».
Роман Михаила Булгакова "Мастер и маргарита" является величайшим литературным явлением 20 века. Культовое и невероятное загадочное произведение остается и по сей день востребованным.
Действие романа происходит в трех мирах: в мире Вечности, в Москве в сталинскую эпоху (1920-1930-е гг.) и в городе Ершалаим в Иудее во времена Иисуса Христа
Мир Москвы представлен реальным и в то же время фантастическим. В повествовании упоминаются Патриаршие пруды, Садовая улица. Но те события, которые происходят благодаря Воланду и его свите, подчеркивают нереальность, фантастичность и гротескность. Стоит отметить, что мир Москвы в отношении пространственных отношений шире, чем мир Ершалаима. Например, Лиходеев перемещается из Москвы с Ялту, Поплавский приезжает в Москву из Киева. Это говорит о том, что Москва – олицетворение всей России.
Шире всех миров является мир Вечности, так как при его описании не упоминается конкретное пространство. Оно вне определенного времени и вне определенного пространства. На это указывает то, что Воланд был у Понтия Пилата, и то, что он вместе со своей свитой находится в Москве, где происходят многочисленные сверхъестественные события.
Важно, что в начале произведения раскрываются мир Москвы 30-х гг. и мир Ершалаима, который становится предметом описания в романе Мастера. Лишь ближе к финалу произведения миры сливаются воедино, и особое внимание уделяется миру Вечности. Маргарита и безымянный Мастер уходят из мира Москвы и переходят в мир Вечности. Читатели узнают о том, что в мире Вечности находится и Иешуа, и Левий Матвей, и Понтий Пилат, ожидающий встречи с философом-бродягой.
Во время презентации в Музее печати Санкт-Петербурга автору был задан вопрос из зала: не опасался ли он в годы Перестройки, что «Москва 2042» устареет раньше времени?
«Я честно не хотел, чтобы эта книга оказалась предсказанием, – начал Владимир Войнович. – Когда я ее писал, я относился к ней как к предостережению. Я, как бы, обращался к советскому обществу и к его вождям с таким посылом: если вы и дальше будете идти таким путем, то вот к чему вы придете.
В девяностые годы общество предприняло попытку уйти в сторону с этого пути, но потом вернулось назад, и идет по тем же рельсам, что и ранее».