Короленко " Дети подземелья " ( " В дурном обществе ") . У сына судьи Васи мама умерла.Он ,предоставленный сам себе, подружился с Валеком и Марусей, которые жили в подземелье вместе с Тыбурцием.Он приносил им еду , игрушки. Маруся умерла от голода, держа в руках куклу Сони, сестры Васи.Пан судья сначала не мог понять сына и ругал его за посещение подземелья, а потом все стало хорошо. Сын как бы оторвал отца от грустных мыслей после смерти жены и отец понял, что на свете есть несчастные, которым нужна Кстати, он защищал бедных.
Юра лежал на диване, смотрел в потолок и мысленно ругал себя: «Давно пора взяться за уроки, а я лежу себе, и хоть бы что! Абсолютно никакой силы воли! Так и жизнь пройдёт, а я ничего не успею сделать. Никаких открытий, никаких рекордов... Помню, где-то читал, что Моцарт уже в три года музыку сочинял. А я? Я даже бабушке письмо сочинить не могу! И в школе сплошные неприятности. Взять хотя бы последний месяц. Два раза проспал. По физкультуре — «пара»: забыл дома кеды. По литературе — трояк: не мог вспомнить, почему поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем... Нет, так дальше не пойдёт! Пора начинать новую жизнь. Прямо с завтрашнего дня. Что у нас завтра? Пятница? Нет, лучше с новой недели! Пропускаю два дня и сразу — с понедельника! И никаких себе поблажек!» Юра решительно вскочил с дивана, вырвал из тетради лист бумаги и стал писать: «ПЛАН ДЕЙСТВИЙ № 1 1. Начать новую жизнь (с понедельника). 2. Ежедневно вставать в 6 часов 15 минут. 3. Купить гантели и делать зарядку с последующим обливанием ледяной водой. 4. Исправить двойку по немецкому и изучить ещё два иностранных языка. 5. Приходить в школу за 10 минут до прихода учителя. 6. ответить бабушке на письмо. 7. Выяснить, почему поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Юра отложил авторучку и внимательно изучил план. Хоть пунктов получилось маловато, он всё же остался доволен: — Ну, что ж, доживём до понедельника! ... В понедельник Юра опоздал в школу. Нет, он не проспал. Наоборот, встал на полчаса раньше, чтобы начать новую жизнь. По плану. Но легко сказать: «По плану»! А где он? На столе его не было, на диване тоже. Юра искал его под кроватью, на шкафу, перевернул всю комнату — никаких результатов: «План действий № 1» как сквозь землю провалился! «Ничего, — успокоил себя Юра, — трудности только закаляют силу воли!» Он решительно вырвал из тетради лист бумаги и написал: «ПЛАН ДЕЙСТВИЙ № 2 1. Найти «План действий № 1». 2. Начать новую жизнь (со следующего понедельника)».
Юра решительно вскочил с дивана, вырвал из тетради лист бумаги и стал писать:
«ПЛАН ДЕЙСТВИЙ № 1
1. Начать новую жизнь (с понедельника).
2. Ежедневно вставать в 6 часов 15 минут.
3. Купить гантели и делать зарядку с последующим обливанием ледяной водой.
4. Исправить двойку по немецкому и изучить ещё два иностранных языка.
5. Приходить в школу за 10 минут до прихода учителя.
6. ответить бабушке на письмо.
7. Выяснить, почему поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Юра отложил авторучку и внимательно изучил план. Хоть пунктов получилось маловато, он всё же остался доволен:
— Ну, что ж, доживём до понедельника!
... В понедельник Юра опоздал в школу. Нет, он не проспал. Наоборот, встал на полчаса раньше, чтобы начать новую жизнь. По плану. Но легко сказать: «По плану»! А где он?
На столе его не было, на диване тоже. Юра искал его под кроватью, на шкафу, перевернул всю комнату — никаких результатов: «План действий № 1» как сквозь землю провалился!
«Ничего, — успокоил себя Юра, — трудности только закаляют силу воли!»
Он решительно вырвал из тетради лист бумаги и написал:
«ПЛАН ДЕЙСТВИЙ № 2
1. Найти «План действий № 1».
2. Начать новую жизнь (со следующего понедельника)».