По окончании венского совета государь Александр Павлович вместе с казаком Платовым отправляется в путешествие по Европе. В последней кунсткамере император приобретает блоху, которая умеет танцевать. Вскоре Александр покидает чужие края и приезжает на Родину, где потом и умирает. Новому руководителю страны блоха нравится, но уступать в мастерстве иностранцам он не хочет. Николай Павлович посылает Платова с блохой к тульским ремесленникам. Трое тульских мастеров соглашаются и запираются у косого Левши в доме. По окончании работы ремесленники наотрез отказываются выдавать казаку "секрет". Платов решает отвезти Левшу в Санкт-Петербург. Государь и его дочка замечают, что механизм в блохе почему-то перестал работать. Платов ругает Левшу, но тот рекомендует взглянуть на ножку блохи в самый мощный "мелкоскоп". Император замечает, что блоха подкована! Левша, лукаво улыбаясь, уточняет, что на каждой подкове "имя мастерово" написано и мелкие гвоздики он выковал "собственноручно". Казак извиняется за свои слова. Левшу отправляют к англичанам, чтобы блоху отвезти в подарок. Жить в Англии мастер отказывается, аргументируя это иной верой и оставшимися дома родителями. На уговоры англичан жениться, Левша отвечает резким отказом, так как не нравятся ему худые англичанки. Больше всего мастеру запоминается, как англичане следят за своими старыми ружьями на заводах. В скором времени Левша на корабле отправляется в Россию. От безделья на спор он напивается вместе со шкипером. В Питере англичанина везут в посольство, а мастера - в место, где забирают подарки, требуют документы и увозят в больницу. На следующий день английский полшкипер находит своего русского товарища. Левша просит передать несколько слов императору Николаю, англичанин же обещает Сначала он приезжает к казаку Платову, затем к коменданту Скобелеву. Скобелев посылает к мастеру врача, но тот уже "кончается" и просит сказать государю, что англичане не чистят ружья кирпичом, поэтому они и стреляют хорошо. Доктор говорит о словах тульского умельца графу Чернышеву, но тот никак не реагирует, поэтому ружья так и чистят "по-старинке". Если бы только Николай знал это, то по-другому закончилась бы война в Крыму... Сейчас это уже "предания старины", но имя Левши и других русских мастеров сами ремесленники и по сей день вспоминают с любовью и гордостью.
Народный герой, запорожский полковник Бульба, был человеком мужественным и справедливым. Выглядел он очень колоритно, имел большие казацкие усы, чуб и всегда ходил с трубкой во рту. Вольную казацкую жизнь он не променял бы ни на что на свете. Почти все время он проводил в Запорожской Сечи. Там же он воспитывал не только казачье войско, но и своих любимых сыновей, которыми очень гордился.
Не раз он выступал защитником своей родной земли. В битвах с поляками, турками и татарами он выступал отважным командиром и вел за собой войско. Не зря большинство поставило его атаманом. Он мог своей горячей речью призывать воинов на сражение, вершить справедливый суд и принимать судьбоносные решения. Своим сыновьям и всему запорожскому казачеству он подавал уроки мужества, отваги и смелости в бою.
Тарас Бульба был мудр и опытен. В его характере были смешаны нежность и грубость, великое и малое. Гоголь представляет его не только, как героя украинского народа, но и всего православного народа. Сцена сожжения атамана на костре показывает непоколебимость его воли, великое мужество и нечеловеческую волю. Испытывая нестерпимые муки, он не отказывается от своих убеждений и до конца преисполнен ненавистью к врагам.
Не раз он выступал защитником своей родной земли. В битвах с поляками, турками и татарами он выступал отважным командиром и вел за собой войско. Не зря большинство поставило его атаманом. Он мог своей горячей речью призывать воинов на сражение, вершить справедливый суд и принимать судьбоносные решения. Своим сыновьям и всему запорожскому казачеству он подавал уроки мужества, отваги и смелости в бою.
Тарас Бульба был мудр и опытен. В его характере были смешаны нежность и грубость, великое и малое. Гоголь представляет его не только, как героя украинского народа, но и всего православного народа. Сцена сожжения атамана на костре показывает непоколебимость его воли, великое мужество и нечеловеческую волю. Испытывая нестерпимые муки, он не отказывается от своих убеждений и до конца преисполнен ненавистью к врагам.