Напишите назывной план.ИСПОЛЬЗУЮ ТОЛЬКО НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ На этом уроке мы поговорим о замысле, истории создания произведения, о необычности и особенностях жанра. Сможем понять смысл названия. Разберемся в системе образов. Получим представление о герое и антигерое, о литературном типе. Углубим наше представление о комическом и о его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.
Николай Васильевич Гоголь родом из помещичьей семьи. Родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Получил образование в Нежинской гимназии высших наук, в которой проучился 6 лет. Именно в гимназии была написано первое литературное произведение Гоголя - поэма «Ганс Кюхельгартен».
По окончании гимназии в 1827 г. Гоголь приехал в Петербург: мечтал о карьере юриста. Там юношеская поэма была напечатана, но не встретила одобрение критики. Молодой автор (Гоголь использовал псевдоним В.Алов.) сжег весь тираж и уехал в Германию.
Через некоторое время он возвращается в Россию. Становится государственным чиновником. Гоголь знакомится с литераторами. Был представлен А.С.Пушкину. Служил адъюнкт-профессором всеобщей истории Санкт-Петербургского университета.
А в 1831-1832 гг. выходят в свет обе части сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые получили восторженные отклики читателей.
Через несколько лет Гоголь уходит в отставку и полностью посвящает себя литературе. Тогда же вышли его прозаические сборники «Арабески» и «Миргород», начата работа над поэмой «Мертвые души».
В целом работа над этим произведением длилась около 7 лет. Первый том, о котором пойдет речь на уроке, был завершен в 1842 г. В «Авторской исповеди» Гоголь говорит, как Пушкин передал ему свой собственный сюжет. В тогдашней России случаи скупки мертвых душ крестьян с целью собственного обогащения были рас и вполне могли быть известны самому Гоголю, но он принялся за большое, масштабное сочинение по совету Пушкина.
Первоначально «Мертвые души» были задуманы как эпическая трилогия. Образцом для написания была «Божественная комедия» Данте. Первый том изображает «ад» современной Гоголю действительности, а второй и третий соответственно – чистилище и рай. Завершив второй том, Гоголь был не удовлетворен результатом и сжег рукопись в ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. за несколько дней до своей смерти.
В 1836 г. Гоголь пишет: «… Вещь, над которой я сижу и тружусь теперь, и которую я долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная…»
Начав с традиционного авантюрного романа, он выходит за его рамки и создает масштабное лиро-эпическое произведение. Эпическое начало в нем представлено похождениями Чичикова и напрямую связано с сюжетом. Лирическое начало выражено в авторских отступлениях, когда мысли и раздумья автора уходят далеко от событий главного героя и охватывают «всю Русь», выходят на общечеловеческий уровень. Следовательно, «Мертвые души» соединяют элементы нескольких жанров: плутовского романа, лирической поэмы, социально-психологического романа, сатирического романа.
Композиционно первый том представляет собой последовательное изложение основных событий: похождения Чичикова, жизнеописания помещиков, деятельность городских чиновников. Сюжетные линии связываются воедино символическим образом дороги.
Являясь то в путешествиях главного героя, то в авторских отступлениях, этот образ противостоит мертвому застою русской действительности, (отсюда и название произведения) указывая на движение, на живые силы Руси, и композиционно подготавливает один из ключевых образов поэмы- образ скачущей тройки.
Изображая помещиков, Гоголь создает универсальные человеческие типы. Автор использует метод типизации, который заключается в выделении наиболее ярких типических черт того или иного характера. Кроме того, прозаик, изображая своих героев использует метод микроскопического анализа. Он подробно описывает внешность, походку, жесты, всегда указывает на какую-то характерную для помещика черту. Совмещение методов типизации и микроскопического анализа автору создать ярких героев, поэтому такие характеры стали нарицательными.
Манилов – это тип праздного мечтателя. Гоголь нагнетает положительные качества до того момента, когда они переходят в отрицательные. Посмотрите, как он характеризует своего героя.
«черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»
«В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: чорт знает, что такое! и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».
В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая. Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от лица героя:
И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он — с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой.
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал — а все без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна.. .
Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему и всем, — признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает Онегина с Пушкиным.
Кроме того, герой страдает, “томясь душевной пустотой”. Сколько людей в окружении Пушкина и Онегина или не осознают своей душевной пустоты, или вовсе не мучаются ею. Мыслящие личности навлекают на себя ненависть посредственностей.
...Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей, —
замечает о себе и своем герое Пушкин в начале романа.
Итак, в “Евгении Онегине” перед нами предстают два совершенно разных, но близких по духу и положению в обществе человека, автор и герой.
Роман писался более семи лет. За это время значительно изменилась личность Пушкина: его взгляд на историю, общество и человека стал более зрелым и глубоким. К моменту завершения работы над “Евгением Онегиным” в творчестве Пушкина наступил период исторических и философских обобщений. Трезвая оценка ситуации в России второй четверти XIX века привела к усилению трагических мотивов в произведениях поэта. С изменениями в мировоззрении Пушкина менялся и его взгляд на Евгения Онегина.
Главное в отношении автора к герою оставалось прежним: уважение к “неподражательной странности” Онегина. Однако с каждой главой романа Пушкин все чаще говорит о своем герое не только серьезно, но и с состраданием, с болью. “Молодой повеса” первой главы превращается в “неисправленного чудака”.
Уже в третьей главе романа Пушкин с сочувствием пишет об Онегине: .
..Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей,
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим;
Желаньем медленно томим,
Томим и ветреным успехом,
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом,
Вот так убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.
В желании понять героя, проникнуть в его внутренний мир проявляется гуманизм автора, о котором говорил В. Г. Белинский в статьях о “Евгении Онегине”. Не раз защищая героя от порицания толпы, Пушкин пишет о том, что нельзя осуждать человека, не поняв его. Он подчеркивает в Онегине “роптанье вечное души”, то есть считает его натурой противоречивой и страдающей. Таков и сам Пушкин. В лирических отступлениях романа звучит то страсть, то разочарование, то нежность, то холодное презрение, то вера в будущее, то пессимизм.
Пушкин выступает в защиту Онегина именно тогда, когда герой совершает поступки, вызывающие недовольство и даже возмущение многих читателей.