Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого пестрит яркими природными зарисовками, в которых каждый объект окружающего мира наделён душой. Наиболее эмоциональным диалогом поэта с мирозданием по праву стоит считать стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок». Восторженное состояние лирического героя, выраженное во множестве риторических восклицаний, объясняется всеобщим пробуждением всего живого вокруг, что связано с наступлением весны. Символом воцарения тёплого времени года становится скворец. Словно талантливый музыкальный работник, он воспевает приближающуюся пору. Не зря, восхищаясь мастерством птицы, автор использует перифраз «певец из берёзовой консерватории». Весна Заболоцкого наполнена суматохой, движением, обилием звуков. Подражая весеннему шуму, наполняющему природный мир, автор во многих строфах использует аллитерацию: «По колено затоплены тополи», «Разрывая сияние струн». Весна ассоциируется не только с обновлением природы, но и возрождением всех душевных сил человека. Безудержная энергия подталкивает на сумасшедшие поступки, но герой урезонивает самого себя, зная, что израсходовав весь творческий потенциал, он «без голоса к лету останется». Тем не менее, необходимо использовать внутренние запасы безудержной радости на что-то достойное, из-за чего лирический герой обращается с призывом к самому себе: «Поднимай же скворешню, душа». С такой необычной метафоры поэтом подчёркивается близость человеческой натуры всему живому на Земле. Именно поэтому человек обязан присоединиться к всеобщему природному веселью. Метафора становится ведущим средством на протяжении всего стихотворении, в свою очередь, превращая каждую деталь окружающего в человекоподобное существо. С наступлением весны «пробуждаются клёны от сна», распевается скворец «в самом горле у рощи берёзовой», а «бабочка-странница» даёт полезный совет обезумевшему от нахлынувших чувств герою. Союз человека и природы, по мнению Н. А. Заболоцкого, может быть гармоничным, если поддаться влиянию весны и распахнуть свою душу новым ощущениям, как это сделал лирический герой, заключив своеобразную сделку со скворцом. Вот почему так воодушевляющее звучит лирическое произведение данного автора.
И том и в том произведении взаимодействуют Власть (представитель или просто абстракция) и маленький человек (простой). В Капитанской дочке Пушкина Власть представлена в виде благоволящей, милосердной Екатерины Второй, которая бедной девушке, сиротке чьего жениха несправедливо осудили. Во втором произведении - Медный Всадник того же Пушкина Власть предстает перед нами в образе жестокой, сметающей маленьких людей, незначительных для нее - как она смела жалующегося на нее Евгения (Евгений ли он?). Сопоставлено оно не может быть - может быть противопоставлено, в первом Власть милосердна и обращает достаточно внимания на мелких людей, не имеющих высокого чина, во втором же наоборот - Власти не интересны проблемы этих букашек, на которых она и не обращает своего взора, а просто убирает, как ненужный мусор. Ну как-то так.
Восторженное состояние лирического героя, выраженное во множестве риторических восклицаний, объясняется всеобщим пробуждением всего живого вокруг, что связано с наступлением весны. Символом воцарения тёплого времени года становится скворец. Словно талантливый музыкальный работник, он воспевает приближающуюся пору. Не зря, восхищаясь мастерством птицы, автор использует перифраз «певец из берёзовой консерватории».
Весна Заболоцкого наполнена суматохой, движением, обилием звуков. Подражая весеннему шуму, наполняющему природный мир, автор во многих строфах использует аллитерацию: «По колено затоплены тополи», «Разрывая сияние струн».
Весна ассоциируется не только с обновлением природы, но и возрождением всех душевных сил человека. Безудержная энергия подталкивает на сумасшедшие поступки, но герой урезонивает самого себя, зная, что израсходовав весь творческий потенциал, он «без голоса к лету останется». Тем не менее, необходимо использовать внутренние запасы безудержной радости на что-то достойное, из-за чего лирический герой обращается с призывом к самому себе: «Поднимай же скворешню, душа». С такой необычной метафоры поэтом подчёркивается близость человеческой натуры всему живому на Земле. Именно поэтому человек обязан присоединиться к всеобщему природному веселью.
Метафора становится ведущим средством на протяжении всего стихотворении, в свою очередь, превращая каждую деталь окружающего в человекоподобное существо. С наступлением весны «пробуждаются клёны от сна», распевается скворец «в самом горле у рощи берёзовой», а «бабочка-странница» даёт полезный совет обезумевшему от нахлынувших чувств герою.
Союз человека и природы, по мнению Н. А. Заболоцкого, может быть гармоничным, если поддаться влиянию весны и распахнуть свою душу новым ощущениям, как это сделал лирический герой, заключив своеобразную сделку со скворцом. Вот почему так воодушевляющее звучит лирическое произведение данного автора.
Ну как-то так.