Чехов жил и творил в конце XIX —начале XX века,в переломную эпоху русской истории,накануне двух войн и двух революций, в период пробуждения сознания широких масс.Свой гражданский писательский долг,он видел в том, чтобы средствами словесного искусства открывать людям многомерность жизни, “правду безусловную и честную”, разрушать иллюзии, поддерживать в человеке достоинство, развивать в нем видеть мир собственными глазами, понимать его своим умом, чувствовать своим сердцем. Какой бы из его рассказов я не взяла, везде чувствуется душевная боль писателя от людской подлости, пошлости, ограниченности. Силой художественного слова Чехов боролся со всеми этими пороками, высмеивая их и жалея тех несчастных, которые делались жертвами людской злобы и несправедливости. Вот, например, рассказ “Смерть чиновника”. Экзекутор Червяков так навязчиво и униженно раболепствует перед генералом, пытаясь извиниться за свое неосторожное поведение (чихнул, и брызги попали на лысину генерала), что последний не выдерживает, хотя, кажется, должен был привыкнуть к пресмыкательству подчиненных. В бешенстве он набрасывается на бедного Червякова и выгоняет, “сомлевшего от ужаса” и душевно умершего. Вернувшись домой, Червяков действительно умирает. Смешно и горько. Не случайно рассказ называется “Смерть чиновника”, именно чиновника, а не человека.
жизни, “правду безусловную и честную”, разрушать иллюзии, поддерживать в человеке достоинство, развивать в нем видеть мир собственными
глазами, понимать его своим умом, чувствовать своим сердцем. Какой бы из его
рассказов я не взяла, везде чувствуется душевная боль писателя от людской подлости, пошлости, ограниченности. Силой художественного слова Чехов боролся со всеми этими пороками, высмеивая их и жалея тех несчастных, которые делались жертвами людской злобы и несправедливости.
Вот, например, рассказ “Смерть чиновника”. Экзекутор Червяков так навязчиво и
униженно раболепствует перед генералом, пытаясь извиниться за свое неосторожное поведение (чихнул, и брызги попали на лысину генерала), что последний не выдерживает, хотя, кажется, должен был привыкнуть к пресмыкательству подчиненных. В бешенстве он набрасывается на бедного Червякова и выгоняет, “сомлевшего от ужаса” и душевно умершего. Вернувшись домой, Червяков действительно умирает. Смешно и горько. Не
случайно рассказ называется “Смерть чиновника”, именно чиновника, а не человека.